Непредсказуемая в руках мастера, как загадочная русская душа, балалайка до сих пор не прекращает восхищать ценителей народного творчества. С первых лет своей жизни она буквально очаровала паренька из северной российской глубинки Толю Елфимова. И, начиная с музыкального училища, балалайка навсегда вошла в его жизнь.
Он осторожно брал её в руки, нежно перебирал струны. Она звучала, а он часами заворожённо слушал её. И както сами собой возникали в голове картины из русской жизни, полотна неповторимой красоты русской природы.
Педагоги Архангельского областного музыкального училища не могли не отметить «нешкольное» отношение юношы к обучению. Уже на первом курсе он стал солистом оркестра своего училища.
Анатолия Елфимова пригласили в концертную бригаду, которая обслуживала команды рыболовецких судов. С особым удовольствием моряки слушали выступления Анатолия. Родной голос балалайки растапливал далёкие от сантиментов мужские сердца рыбаков. Часто слышалось:
– Пусть паренёк ещё сыграет.
Вскоре «цыганская почта» разнесла по городам и весям добрую молву о нём как о талантливом музыкантебалалайщике. В газетах появились заметки, фотографии. А педагоги музучилища рекомендовали Анатолию, единственному с курса, продолжить обучение в Ленинградской консерватории.
zenescorts.ch
Северная столица дала ему не только академическое образование, но и импульс к дальнейшему творчеству.
По окончании консерватории Анатолию нетрудно было сделать выбор. Он давно понял, что вдохновение ему дарит общение с исконно русской стариной. Вот почему Елфимов уверенно выбрал для работы и местожительства Ярославль, где сияют на солнце купола церквей и храмов, величаво течёт матушкаВолга, в пределах которой на протяжении многих веков «кипела» история, формировалась русская нация.
В 1971 году деятельность педагога Ярославского музыкального училища Анатолия Ивановича в нашем городе нашла благодатную почву. Для города он стал кладом не только как талантливый учитель, но и как великолепный музыкант. ЦК профсоюзов не раз отправлял талантливого балалайщика давать концерты в страны Европы – Англию, Германию, Францию, Италию...
Очередной концерт оканчивался неминуемым успехом. Ярославской делегации нередко доводилось проходить сквозь ликующую публику.
– Грандмаэстро! – кричали солистубалалайщику и дирижёру оркестра русских народных инструментов темпераментные итальянцы. Это Анатолию Ивановичу Елфимову.
Искушённый вкус европейцев тонко чувствовал мощь и богатство русской национальной культуры. Даже скупые на похвалу СССР газеты не могли не восхититься талантом музыкантов, прибывших из далёкой «Сибири». Их с почётом встречали и в тронном зале королевы Англии, и в парламенте США.
Но за всем этим не забывал Анатолий Иванович своего главного предназначения: обучать профессиональному музыкальному исполнению молодёжь. Сколько их, девчат и парней, прошло через его распахнутую душу – не сосчитать! Так, Владимир Кондратьев, выпускник Гнесинской академии, сейчас руководит собственным ансамблем в Израиле. Андрей Борисов, окончивший СанктПетербургскую консерваторию (которую оканчивал когдато его учитель!) основал свою школу русского народного инструмента. Этот список можно продолжать и продолжать. Скорее закончится бумага, чем имена и замечательные успехи «птенцов Елфимова».
И сегодня на всевозможных конкурсах юных исполнителей мы видим блистательные выступления талантливых учеников Анатолия Ивановича. Сейчас на их счету более шести десятков побед. Так, Анна Степанова – обладательница международной премии «Учитель и ученик» имени М. Ф. Рожкова, Ирина Попова является лауреатом международной премии «Красный сарафан». Юрий Корольков стал победителем малых Дельфийских игр и обладателем гранта «Молодые дарования России».
Вот почему никто не поспорит, что высокий уровень игры на балалайке в Ярославле – это несомненная заслуга человека поразительной энергии, автора новаторских методик, заслуженного работника культуры, обладателя медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2й степени Анатолия Ивановича Елфимова.
Одна из учениц маэстро перевела его книгу с методическими рекомендациями на английский язык. Сейчас по ней занимаются балалайщики в США и других странах мира.
Как же достигает Анатолий Иванович подобных результатов? Если коротко, то он пытается добиться от своих учеников, чтобы они не следовали формальным принципам техники исполнения, а чувствовали себя творцами.
– Постарайтесь нарисовать для себя, – неустанно повторяет он, – то, что видите и чувствуете, слушая мелодию. Без её понимания не добиться виртуозного исполнения.
Певец Борис Штоколов, «последний из могикан» советской эстрады, с которым Анатолий Иванович выступал в Сицилии и на Мальте, искренне высказал Елфимову своё уважение: «В вас большой талант есть. Вы великий мастер! Берегите балалайку – самый главный инструмент нашего народа...»
Так без чего не представить русскую душу?
– Конечно же, без примадонны народной музыки – балалайки!
Чтобы ещё долгие годы мы могли слышать подобный ответ, чтобы в пучине будничных дел и рыночных отношений не исчезла самобытная культура русского народа, Анатолий Иванович Елфимов со своими учениками свято хранят её музыкальные традиции.