Сахар, продаваемый по 15 – 16 копеек фунт*, не приносит прибыли. Но если перед тем, как пустить в продажу, вынести его в погреб, то на голову сахара в 25 – 30 фунтов набегает весу около 2,5 фунтов. Проданная по 16 копеек за фунт погребная сырость и составляет те 40 копеек чистой прибыли на голове, какую имеет торговец.
Сало, стоящее в оптовой покупке 19 – 20 копеек фунт, продаётся в розницу по 18 копеек. Не извращение ли это принципа торговли?
Нисколько. Для этого нужно лишь особым искусным способом отпрессовать его с солью, которой наливается таким образом до 25 процентов, так что вместо фунта вы покупаете три четверти фунта сала, платя четверть цены за ничего почти не стоящую соль.
Судак и некоторые другие виды солёной рыбы перед выпуском в продажу погружаются на известное время в воду ради веса и т. д., и т. д.
Ещё интереснее приёмы, рассчитанные на особую психологию покупателя.
В лавке заготовлен один сорт, положим, изюма в 8 копеек фунт. Но стоит только рассыпать его в три ящика и поставить цену на одном 8 копеек, на другом – 9 копеек, на третьем – 10 копеек, и покупатель, перед глазами которого открыто выставлены эти ящики, в большинстве требует изюм за 9 копеек, иногда за 10 копеек и довольно редко за 8 копеек.
Такое именно распределение спроса доказано продолжительным опытом почти статистически. При расценке на три сорта покупатель любит платить больше всего среднюю цену, затем высшую, реже низшую.
* * *
КАК ШИРОКО ПРАКТИКУЮТСЯ разные подделки и примеси, часто вредные, показывают данные Одесской городской химической лаборатории.
Из отчётов лаборатории можно видеть, что десятки, если не сотни, предметов потребления предлагаются нам в небезвредном виде благодаря фальсификации, ядовитой окраске, загрязнению, не говоря уже о простой порче от разложения.
Карамель, пастила, шипучие прохладительные воды разных наименований, вино, варенье, вермишель, квас сладкий и хлебный, пряники, сыр, всевозможные масла, уксус, шафран, шоколад и т. д., и т. д. На всём этом вы рискуете испортить себе желудок, если не получите что-нибудь ещё более серьёзное.
Чаще всего, разумеется, идёт в дело сахарин – этот соблазнительный по своей, в 300 раз превосходящей обыкновенный сахар, сладости продукт, на котором постоянно готовятся всякие конфеты, квасы, лимонады и пр.
Чрезвычайно распространены также вредные каменноугольные краски, находимые в разных маслах, кондитерских изделиях и так называемых восточных сладостях. Встречается в больших вредных дозах салициловая кислота в мармеладе, медь и свинец в газовых водах и конфетах, кармин в пряниках и т. д.
Энергичная борьба со всем этим злом необходима, тем более что вредные подмеси чаще всего встречаются в лакомствах, а лакомства попадают преимущественно в нежные неокрепшие детские желудки.
* * *
ТОРГОВЛЯ МОРОЖЕНЫМ в разноске по улицам составляет назойливую заботу дня не для одних только городов нашей родины, но и всех заграничных государств. Недоброкачественность продаваемого продукта всюду доказана положительными химическими анализами.
В Лондоне надзор за мороженым поставлен в очень хорошие условия, заслуживающие повсеместного применения. При первых прениях в санитарных учреждениях столицы Англии защитники репрессивных мер высказались за систему больших штрафов с торговцев плохим мороженым.
Это предложение, по существу, карательное, не прошло при голосовании, как слабо отвечающее целям. К осуществлению принято: устроить по окраинам города молочные фермы со всеми приспособлениями для хорошего приготовления мороженого.
Бедняки, ремесленники и торговцы допускаются на эти фермы для изготовления мороженого. Необходимые продукты отпускаются с фермы по самым дешёвым ценам, дешевейшим против цен рынка.
К продаже на улицах допускается только мороженое, изготовленное на фермах, в чём и выдается особое удостоверение. Сделанным нововведением вполне удовлетворены обе стороны, т. е. потребитель и продавец.
* * *
НАСКОЛЬКО НЕЗНАЧИТЕЛЬНО ещё у нас вообще производство овощей даже в центрах развития огородного промысла, можно судить по тому, что Петербург потребляет овощей местных и привозных (без картофеля, но включая землянику) всего на полкопейки в день на жителя, т. е. петербуржец тратит на овощи менее чем тратит, например, парижанин на одну только землянику.
Что здесь дело не за потребителем, могут служить примером хотя бы томаты, потребление которых в Санкт-Петербурге было ещё недавно сравнительно ничтожным.
Когда же с улучшением железнодорожной перевозки появились в Санкт-Петербурге более дешёвые южные томаты, потребление их сразу значительно возросло и продолжает возрастать. Очевидно, что только непомерно высокая цена на этот овощ до того времени не позволяла среднему потребителю иметь его у себя в ежедневном обиходе.
То же самое можно было бы сказать и о многих других овощах, что доказывается, например, возникновением за последние 2 – 3 года доставки из Дании и Швеции таких овощей как капуста, сельдерей, петрушка, каротель, ввоз которых, по исчислению торговцев Сенной, достиг за последнюю осень 200 – 250 тысяч пудов**.
________________________________
**Пуд – 16,38 кг