Питер и Сибирь представляют для молодого поколения такой соблазн, против которого оно бессильно. Не действуют даже родительские увещания. В этих случаях молодёжь обыкновенно отвечает: «Чем я хуже такого-то, а, смотри, как живёт он в Питере»!
Успех некоторых вызывает подражание. И хотя успех этот заключается большей частью в том, что счастливчик, по мнению деревенской молодёжи, время от времени навещает деревню франтом, не имея ничего более существенного. Но это не принимается в расчёт. В результате молодое поколение, люди более или менее сильные и грамотные уходят из деревни. Движение это особенно сильно в настоящую весну.
Причины же, вызывающие его, состоят кроме сказанного выше в том, что, живя в деревне, занимаясь только земледелием, при существующем строе сельского хозяйства никоим образом не заработать более того, чтобы кое-как прокормиться, а о такой роскоши, как прилично одеться и распивать ежедневно чай, и мечтать нельзя. Молодое поколение не хочет мириться с этим!
* * *
СЕЛО ВЛАДЫЧНОЕ ПОШЕХОНСКОГО УЕЗДА. С наступлением весны почти ежедневно можно видеть проходящих селом группы мужчин, женщин и детей-подростков с котомками за плечами.
Это крестьяне смежных с Ярославской губернией уездов, преимущественно Вологодской губернии, приходящие сюда на летние заработки. Идут эти толпы за 200 – 300 вёрст, идут эти труженики и в Пошехонье, идут в Рыбинск и ещё дальше, некоторые прямо на старые места и к старым хозяевам, у которых они живут нередко по десять и более лет.
Этим рабочим, известным у нас под названием вологодских, и сельские хозяева, и зажиточные крестьяне всегда отдают предпочтение перед местными рабочими, охотно рядят их, давая более высокую плату и всегда оставаясь довольными прилежными и честными пришлыми рабочими.
Идут вологжане обыкновенно с марта и до мая. Рядятся в данной местности преимущественно с 23 апреля по 14 ноября (в лето), получая за свой тяжёлый труд: мужчины – от 40 до 48 рублей, женщины – от 22 до 30 рублей и дети-пастухи – от 12 до 22 рублей. Причём для последних нет срока, и рядят их до снега.
Несколько лет тому назад численность проходивших селом рабочих определялась в несколько сотен человек, но с понижением цен на рабочие руки в окружности значительная часть вологжан идёт уже к Белому селу, где существует большой спрос на рабочие руки и более высокие цены.
* * *
ДЕРЕВНЯ НОВО-БОРИСОГЛЕБ МОЛОГСКОГО УЕЗДА. Во многих деревнях Мологского уезда крестьяне держат свиней, выручая хорошие деньги от продажи поросят. Свиньи целыми днями бродят по улице между маленькими ребятишками, входят беспрепятственно в избы, поедая всё, что найдётся съестного.
Крестьяне очень равнодушно относятся к этому и нередко сами держат свиней в избе, чтобы им было теплее с поросятами. Всё это хорошо до поры до времени при внимательном наблюдении за животными, при недосмотре же такие порядки могут иметь плачевные последствия.
На днях в одной деревне, расположенной на высоком берегу Волги, случилось большое несчастье. У одного крестьянина свинья привыкла каждый день приходить в избу (дверь не запиралась) и есть рассыпанный там на семена картофель. В этой же избе спала на полу одна из снох хозяина с семимесячной девочкой.
В один злополучный день мать ребёнка проснулась, встала и вышла в другую комнату, оставив спящую девочку в незапертой избе. Свинья, как и раньше, явилась за порцией картофеля, но, не найдя его на полу, и, вероятно, голодная, увидела другую для себя пищу – спящую малютку.
Схватила её за ручку, потащила через порог, и по сеням, и по лестнице в своё гнездо, отгрызла и съела половину ручки, кисточку которой нашли потом на навозе.
Небольшой мальчик, случившийся поблизости, закричал. На его крик выбежала мать похищенного ребёнка и при виде ужасающего зрелища обезумела от страха.
С большим трудом сбежавшиеся с кольями мужики отняли полуживую изуродованную девочку, которая через час и скончалась. Свинья тотчас же была убита, но это не могло возвратить ребёнка несчастной матери, которая и теперь ещё не пришла в себя от постигшего её несчастья.