ЧУТЬ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ
Не всех, а лишь тех и там, где из курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбран был именно он. ОПК – лишь один из пяти альтернативных предметов, предложенных для изучения. Десять школьников в Ярославской области выбрали для изучения основы исламской культуры и один – буддисткой. 1231 человек изучают мировые религии и 3594 – светскую этику. При том, что в области 9883 четвероклассников, а с основами православной культуры решили познакомиться 5036 из них, можно сказать, что модный нынче принцип толерантности соблюдён.
ВЫБИРАЮТ ВЗРОСЛЫЕ
Конечно, выбирали предмет за детей преимущественно родители, во всяком случае, взрослые. В конце предыдущего учебного года на родительских собраниях классные руководители должны были в общих чертах познакомить мам и пап с возможным экспериментом. Однако в то, что он действительно начнётся в ярославских школах, верили далеко не все. И, может быть, поэтому, собрания на эту тему были не в каждой школе. «У нас не было», – говорит мой знакомый, дочь которого учится в одной из школ областного центра. А когда в начале года папа сам поставил вопрос об ОПК перед классным руководителем, ему сообщили, что изучать дети будут светскую этику. Так, мол, решила директор школы, чтобы «не сеять рознь в дет-ских коллективах». Ещё в одной школе Ярославля учительница заявила родителям, что их дети будут изучать ОПК и предложила тоже положиться на мнение директора учебного заведения. Возражений не последовало, и уроки начались.
А вот в Борисоглебском районе, кажется, всё проходило по правилам. Собрание в конце учебного года, время на размышление, совместная работа учителя и родителей над тем, что избрать: ОПК или светскую этику, – так стоял там вопрос.
– Изначально всё было совсем не просто, – рассказывает завуч школы № 2 посёлка Борисоглебский Наталья Валентиновна Вологдина. – Для большинства родителей проще было бы остановиться на этике: не надо ломать своё мировоззрение, перестраиваться. Педагоги у нас подготовлены по обоим предметам. И мы совместно с родителями размышляли над тем, чем же вызван шаг введения в школах основ религиозных знаний и какой курс выбрать им. Мы объяснили, что ОПК – курс сугубо культурологический, а разве плохо, если дети узнают о духовных истоках культуры и истории своей страны. Тем более, что сами живём в крае, наполненном ими. У родителей было время, чтобы над всем основательно подумать. В итоге они почти единогласно выбрали ОПК. Лишь один мальчик ходит на светскую этику – так решили его родители. Хотя уже сейчас мы видим, что ребёнку хочется быть вместе с классом, – отмечает Наталья Валентиновна.
РАССКАЗ ИЛИ ПРОПОВЕДЬ?
На уроке в четвёртом классе школы № 2 посёлка Борисоглебский тишина. Он только начался. За столами мальчишки и девчонки, а на «галерке» пристроились родители. Урок открытый, и некоторые из них решили познакомиться с тем, что же изучают ребята на ОПК и как проходят уроки. Тема нынешнего – «Проповедь Христа», так написано на классной доске.
Перед детьми учебник протодьякона Андрея Кураева, который был отобран и рекомендован для школ Министерством образования России, тетрадка, ручки, фломастеры. На экране учебного монитора в углу класса картина, на которой изображён Христос среди народа. А вот икон в классе нет, школа ведь светская. Учительница Елена Валерьевна Барабанщикова напоминает ученикам о том, с чем они знакомились на предыдущем уроке: как после крещения пришёл Христос на гору, где его окружил народ, и обратился к нему с проповедью. О чём Он говорил, и предлагает она вспомнить.
Лес рук тянется вверх. Ответы разные, смысл один. «Христос учил людей, как надо жить, чтобы попасть в Царство Небесное», – подытоживает мальчуган. И, соглашаясь с ним, учительница спрашивает ребят о том, а что же такое проповедь и почему она названа Нагорной. Если с последним определением больших трудностей не было («Христос взошёл на возвышение и с него обратился к собравшимся вокруг него», – пояснила девочка), то над разъяснением слова «проповедь» класс задумался. «Рассказ», – предлагают ребята свой вариант трактовки этого слова.
– Не только, – поправляет учитель. – Проповедь – это наставление, поучение, – разъясняет она.
Так чему же учил Христос народ там, в далёкой Иудее, почти две тысячи лет назад и почему это важно знать современным школярам?
На экране монитора плывут кадры учебного фильма, посвящённого именно этому Евангельскому сюжету. Звучит музыка, и титрами появляются слова из поучения Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…». Наверное, не всё из того, что прочитали сейчас эти мальчишки и девчонки, им понятно. Вот даже над словом «блаженны» тоже задумались. Что же оно значит? После опять-таки коллективного обсуждения пришли к выводу, что блаженными могут быть только счастливые, добрые люди, те, кто никого не обижает и всем помогает. Примерно такой ответ можно составить из их размышлений над этим словом.
О ЦЕННОСТЯХ ВЕЧНЫХ И МНИМЫХ
Урок продолжается. Чему же ещё учил Христос в Нагорной проповеди?
– Какие ценности можно назвать вечными, а какие мнимыми? – спрашивает учительница и предлагает четвероклашкам поразмышлять и над этим. Ребята, объединившись в несколько групп, очень серьёзно обсуждают свои ответы, уткнувшись в тетрадки, тихо шепчут слова, которые в современной жизни вряд ли услышишь часто, разве что в церкви на службе: честность, смирение, прощение, милостыня...
– Христос учил любить всех, даже врагов своих. Не убивать никого, не воровать, – перечисляют они, записывая свои мысли. Ответ, который готовили сообща, зачитывает представитель группы. И с предложенными вариантами преподаватель соглашается.
– Молодцы, всё верно, хорошо потрудились, – поощряет она их.
Дальше коллективная работа над ценностями: что из предложенного Еленой Валерьевной они отнесут к вечным, а что – к мнимым? С этим словом тоже определились: то, что не является главным в жизни. К ним и отнесли конфеты, красивую одежду, дорогую мебель, телефоны, деньги… А вот дружба, надежда, верность, трудолюбие, воспитанность и сдержанность – ценности вечные. Они не истлеют со временем, не устареют, нужны всем и всегда – решили все вместе.
Так чем же стал этот урок для самих четвероклашек: просто рассказом или тоже проповедью – о добре и зле, о любви и ненависти? И только ли духовные ценности олицетворяют эти понятия? Нужны ли они в нашей обычной повседневной жизни?
БЕЗ ОТМЕТОК
Урок кончается. Но ребятам отчего-то не очень хочется бежать на перемену. «Так бывает почти всегда после ОПК. Это единственный в школе предмет, по которому детям за знания не ставят отметки, – объясняет Елена Валерьевна. – Да и работают они коллективно, помогая друг другу, а это сплачивает класс, поощряет детей думать и размышлять над предложенным заданием, не стесняться своего ответа». Так считает преподаватель и очень сожалеет о том, что один из её учеников по настоянию родителей не посещает ОПК, хотя с интересом слушает, когда другие ребята делятся своими знаниями по этому предмету.
Когда самой Елене Валерьевне Барабанщиковой предложили пройти подготовку по ОПК, с тем, чтобы преподавать его, она согласилась сразу. И хотя не считает себя человеком глубоко воцерковленным, уверена – знания эти нужны каждому, живущему в России, ведь это не Закон Божий, а именно основы православной культуры, которые формировали Россию. «Училась, – рассказывает Елена Валерьевна, – здесь же, в районе. Занятия с местными педагогами, их было 29 человек, вела Наталья Валентиновна Вологдина, которая перед этим прошла соответствующее обучение в Ярославле в Институте усовершенствования учителей. Помогало и местное священство. Настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн подарил всем преподавателям по ОПК книги и пособия, которые дополняют полученные ими на курсах знания, да и просто расширяют кругозор», – говорит Елена Валерьевна. А ещё ей помогает православный телеканал «Союз», откуда она тоже черпает дополнительные сведения по предмету: записывает, например, документальные фильмы, которые использует затем на уроках.
ПОСЛЕ УРОКА
– Мы довольны увиденным и услышанным. Далеко не каждый из родителей смог бы так толково и понятно рассказать детям о том, о чём они сейчас только что узнали, – дополняет учительницу Татьяна Рафаиловна Шубина, одна из мам, присутствовавших на уроке. – Знания эти необходимы детям хотя бы для того, чтобы знали и помнили о своих корнях, почитали ценности, присущие роду. Именно поэтому мы остановили свой выбор на ОПК. Чтобы была основа, после которой можно будет, если кто-то захочет, знакомиться и с другими религиями или этическими воззрениями,– говорит она и рассказывает историю, с которой столк-нулась сама, когда сын её по-ступал в вуз. Там учится немало детей из мусульманских семей, и они очень внимательно относятся именно к своим религиозным ценностям, стараются соблюдать их. «Так почему же мы воспитываем иванов, не помнящих родства», – удивляется женщина. Родители и учителя сходятся в том, что курс ОПК было бы неплохо продолжить и в будущем, чтобы дети могли закрепить полученные знания, развивать их уже с позиции возраста. Но даже то, что они сейчас по-иному относятся к некоторым своим поступкам и учатся отличать «хочу» от «надо», тоже неплохо. «ОПК – это не только культорологический, это ещё и очень жизненный предмет», – заметил кто-то из них.