О работе своей молодая учительница рассказывает охотно. В школе она третий год, окончила педуниверситет, а учить детей мечтала всегда. Правда, отец никогда этой затеи не одобрял – мол, педагогика – профессия бесперспективная. Он до сих пор среди газетных объявлений о свободных вакансиях подыскивает дочери другое место – поденежнее. Однако Катя папу не слушает.
– Я всегда представляла себе, как буду учить детишек, – рассказывает она. – Мечтала, что они будут у меня самые умные, самые лучшие. Я всегда так за них переживаю. Если выигрывают в какихнибудь спортивных соревнованиях, то радуюсь вместе с ними, как ребенок. А если проигрывают – расстраиваюсь. Вы знаете, детский мир очень интересен. Иногда своими рассуждениями ребята ставят меня в тупик.
Например, недавно на занятии «Окружающий мир» Екатерина рассказывала ученикам о том, как природа чахнет от плохой экологической обстановки. Главным персонажем действа фигурировал Лесовичок. И одна девочка спросила: «Если Лесовичок – герой сказочный и на самом деле не существует, то как же он может нам чтото рассказать?» Учительница растерялась и не сразу нашлась, что ответить.
– Даже когда я болею и ктото заменяет меня в школе, я постоянно вишу на телефоне – беспокоюсь, как мои дети восприняли замену. Я решила – пока не доведу своих третьеклашек до средней школы, из профессии не уйду.
Но с чего вдруг такие мысли?
– Зарплата не устраивает, – говорит наша героиня. – Нагрузка огого – шесть дней в неделю да еще тетрадей сколько проверять. А получаю всего четыре тысячи. Сейчас мне хорошо – я живу с мамой и папой, иногда могу себе чтонибудь из вещей купить. А если подумать, что у меня появится семья, а она, конечно, появится, то я даже не представляю себе, как на такие деньги можно прожить. Вообще, в нашей профессии остаются только те женщины, которых содержат мужья, и они могут позволить себе работать за мизерные деньги. А еще – вы не поверите, но к концу второго класса мне стало неинтересно работать. Такой... педагогический кризис. И вроде все то же самое, ничего не изменилось, а просто не хочется. Думаю – может, пройдет...
Но даже если Екатерина Сергеевна и останется работать учительницей, то школу сменит точно – поближе к дому, а живет она на Перекопе.
– Меня в Брагино «занесло» по дружбе. Моя сокурсница Ольга Сергеевна Лаврова тут живет. Приходит и говорит: «Есть два места в школе № 58», ну мы и рванули. Я тогда не подумала, что мне добираться сюда почти два часа каждый день. Хорошо, что сейчас во вторую смену работаю. А когда была первая, я вставала в пять утра.
Это теперь у молодого специалиста и с детьми контакт установлен – они ей конфеты и яблоки таскают и исподтишка подсовывают, едва скрывая стеснение. А вот с родителями заладилось не сразу.
– Я их простонапросто стеснялась, – откровенничает наша героиня. – Особая проблема – родительские собрания. Например, как организовать оклеивание окон? Я сказала, что надо, и все присутствующие мамы и папы глаза в пол опустили... Пришлось советоваться со своим «патроном», старшей коллегой Галиной Юрьевной Бородулиной. Та сказала: «Главная все равно – ты. Настаивай. Это не тебе нужно, а их детям». Екатерина Сергеевна настояла. Собрание длилось до тех пор, пока не нашелся один доброволец, а затем к нему подтянулись и другие. Окна были заклеены.
Пока мы говорили, в класс стали возвращаться дети – раскрасневшиеся – только что у них была физкультура. Кабинет тут же наполнился оглушительным гомоном. У одной шустрой девочки по имени Алена я спросила – а нравится ли ей и чем именно ее учительница. Ответ третьеклассницы поразил своей серьезностью и непосредственностью.
– В моей учительнице мне нравится все. Она очень умная и добрая. Она многое знает. И учит нас только хорошему.
– А чему хорошему она вас научила? – спрашиваю я.
– Нууу, – задумывается девочка. – Например, проверять безударные гласные...
– А еще?
– А еще – непроизносимые согласные.
Зазвенел звонок, и Алена сорвалась с места. Сейчас у нее следующий урок, а она так и не успела переодеться.