За шесть часов творческих мук школьникам пришлось вспоминать поколение отцов в комедии "Горе от ума", проанализировать проделки негодяя Лужина из романа "Преступление и наказание". Интересно, каким увидели выпускники "Адище города" в ранней лирике Маяковского, если по программе эта тема изучается мимоходом? Так же, как и сказки Салтыкова-Щедрина. Но тем не менее ребятам предложили ответить на вопрос: смешны или грустны финалы его сказок? Пятая, свободная, тема в комплекте звучала так: "Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством". Здесь не были указаны конкретные произведения, ученик волен был сам их выбрать, но ограничиваясь двадцатым веком. Вокруг нынешнего экзамена по литературе было немало разговоров. Учителя считают: темы многих сочинений, особенно свободные, настолько заумно сформулированы, что по ним впору писать докторские диссертации, а не испытывать школяров. В этом году количество тем было умопомрачительным: сначала 500, потом урезали до 350, сгруппировав их в 70 комплектов по пять тем в каждом. После опубликования их в печати, буквально через день-два, в продаже появились книжечки с сочинениями на все темы. Учителя восприняли это как пощечину. Между тем в школы комплекты пришли накануне экзамена. Может быть, выпускникам намеренно предлагались задания, с которыми они заведомо не справятся, чтобы создать основание для альтернативы - изложения? И оно в этом году появилось. Однако и с изложением оказалось не все так просто. Тем, кто его выбрал, пришлось не только воспроизводить текст - эпизод из произведения с сохранением стилистики, но и отвечать на вопрос по фабуле всего произведения. Как бы то ни было, первый экзамен позади. Следующий этап экзаменационного марафона - единый госэкзамен по математике. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.