Ярославские школьники уже не первый год участвуют в предварительном тестировании, которое вузы города проводят перед вступительными экзаменами. И единый государственный, похоже, будет мало чем отличаться от него. Однако «старое» тестирование было сугубо добровольным, и в случае неудачи за школяром оставалось право пройти испытание вновь, уже по общепринятой методике. С единым экзаменом такой возможности у ребят не будет. Его будут сдавать все в обязательном порядке.
«Негоже стоять в стороне от всероссийского экспе-римента», – считает ректор педуниверситета Владимир Афанасьев. Однако личное его отношение к новации неоднозначно. По словам ректора, тест – это целая наука, которой ни отечественные специалисты, ни школьники еще не овладели. Это подтверждает и практика тестирований, средний балл по которым почти всегда довольно низок.
Но большая проблема в другом. Одновременно с единым экзаменом вводятся и государственные именные финансовые обязательства. Выпускник, набравший максимум баллов, согласно им, будет обучаться в вузе за счет бюджетных средств и получать стипендию. У кого сумма баллов окажется чуть меньше – тоже сможет учиться за государственный счет, но уже без стипендии. Еще меньше – оплачивать обучение придется из собственного кармана. Состоятельные семьи, конечно, «натаскают» своих чад, чтобы те получили высокие баллы, а остальные? «Государственное именное финансирование – это повод внедрить в России платное высшее образование», – утверждают педагоги. Эксперимент этот идет уже в нескольких регионах страны, но это почему-то замалчивается.
Слушая пламенную тираду ректора педуниверситета по этому поводу, школьники в ужасе молчали, а их напуганные родители и педагоги кинулись задавать ему вопросы. Что делать, если ребенок получил за новый экзамен двойку? Если тест единый, то за какой предмет пойдет оценка в аттестат: за алгебру или геометрию? Как быть, если школьник заболел накануне единого экзамена? Объяснив, что на нынешнем этапе в технологии единого госэкзамена еще масса «недодумок», Владимир Афанасьев призвал общественность активнее выражать свое отношение к новшеству: тогда, мол, может быть, удастся его предот-вратить.