Ярославский наместник Мельгунов обратил внимание государыни на село Пертома как центр обширного Пошехонского уезда, раскинувшегося вдоль реки Шексны, в местном произношении - Шехони.
Большое село Пертома с населением в тысячу человек, убеждал Екатерину Мельгунов, выгодное расположение имеет: близ села сошлись устья двух притоков реки Согожи - Соги и Пертомки, и это удивительное по красоте своей междуречье недаром окрестили заезжие купцы северной Венецией. Вняла императрица просьбам ярославского генерал-губернатора и своим указом сенату об учреждении Ярославского наместничества от 3 августа 1777 года в составе его среди двенадцати уездов определила и Пошехонский, "а как городское правление Пошехонскаго уезда было в селе Пертоме экономического ведомства, то и сие село переименовать городом Пошехонь". Такая запись значится в 20-м томе полного собрания законов Российской империи. Тогда же был утвержден и герб города, на котором изображены "в золотом поле накрест две зубчатые полосы", а в центре на маленьком щите помещен ярославский медведь. Золотое поле символизирует поля, богатые зерном, а зеленая зубчатая полоса - это лес, коим богата пошехонская земля.
Не прошло и десятилетия, как был утвержден регулярный план Пошехонья, отличавшийся ясностью и геометрической четкостью. От центральной полукруглой площади веером расходились пять лучей: Любимская, Даниловская, Ярославская, Рыбинская и Мологская улицы, соединенные тремя улочками-полукольцами. Как свидетельствуют документы тех времен, уже в 1797 году в Пошехонье было 374 "посредственных обывательских дома", среди которых, однако, ни единого каменного. Наперво лишь двум самым важным заведениям повезло разместиться в каменных "палатках" - "уездному казначейству с кладовою" и "винному магазейну". Даже сто лет спустя город не спешил одеваться в тяжелый и тесный камень, лишь 34 состоятельных пошехонца позволили себе такую роскошь.
Как и вся Ярославская губерния, Пошехонский край не был богат сокровищами подземных кладовых. Малоплодородные земли не обеспечивали крестьян и мещан достаточными средствами, а посему уходили они на заработки в большие города, в соседний Рыбинск, тянули баржи по Волге. Другие осваивали разного рода ремесла, занимались кустарными промыслами. Плотники, столяры, каменщики, кровельщики, скорняки, медники, шорники, тележники, колясники, паяльщики, крендельщики, коновалы, серебряники, гармонщики, иконописцы и даже мастера по выполнению позолоты - сусальщики, поставлявшие золото для Софийского собора в Великий Новгород. Живы и поныне сусальщики, а только говорят, нет заказов у этих мастеров. Сохранился инструмент - дети из гимназии "Озарение" под руководством Наталии Прозоровой сберегли его в своем музее.
Лишь несколько заводиков коптили пошехонское небо к началу прошлого столетия: свечной, кожевенный и опять же сусальные предприятия. До сих пор на слуху купеческие фамилии Шукаловых, Шалаевых, Крундышевых, Кукличевых, Первовых. А за окраиной города, на заливных пойменных лугах междуречья, процветало молочное животноводство. В конце XIX века местные крестьяне начали осваивать сыро- и маслоделие. Знаменитые сыры - "голландский" и "швейцарский", "парижское" и "голштинское" масло пользовались спросом не только в соседнем Рыбинске, но и в Петербурге. И тем не менее "город был беден, потому что отдален от трактов, от большой дороги, пролегающей через всю Ярославскую губернию, от Волги, - писал посетивший Пошехонье в 1849 году И. С. Аксаков. - Из Рыбинска приезжаешь сюда, как из столицы". Четыре десятилетия спустя известный ярославский историк-краевед Константин Головщиков писал: "Внутренняя жизнь жителей Пошехонья тише жизни таких же небольших приволжских городов или стоящих на железнодорожных путях".
Наталия Прозорова, которую считают здесь самым знающим историком, уверена: история Пошехонья начинается вовсе не с екатерининских указов, а со знаменитой Адриановой пустыни. Ее основателем был уроженец Ростова монах по имени Адриан. В 1540 году он покинул свою обитель на Вологодчине и поселился в пошехонских лесах, на берегу реки Ветки. А в 1543 году митрополит Макарий дал Адриану благословение на основание монастыря. Крестьяне соседней Белосельской волости, опасаясь, что монастырь со временем завладеет их землями, убили старца и разгромили его обитель. Но в начале XVII века монахи вновь возродили монастырь на старом месте, открыли нетленные мощи старца Адриана и построили деревянную церковь. В начале следующего века здесь вырос каменный собор. Монастырь стал одним из самых богатых в Ярославской губернии, в середине XVIII столетия он имел около полутора тысяч душ крепостных крестьян, обитель была сильна и после секуляризации монастырских вотчин в 1764 году.
А в этом году местные историки узнали, что на месте Троицкого собора, а точнее, его колокольни, которая стала настоящим символом Пошехонья, находилась когда-то маленькая Ионина пустынь, которая была упразднена одним из екатерининских указов и поглощена Адриановым монастырем. Так вот, обитель святого Ионы Пошехонца была первым монастырем на пути Ермака в Сибирь, а вообще пошехонская земля явила православному миру двадцать святых.
В "глухом" Пошехонье было открыто высшее духовное училище, четыре его выпускника причислены к лику святых. Здесь учились знакомый рыбинцам Адриан Югский, мудрый старец, подвижник; видный оратор, преподаватель римского права в Московском университете Никита Иванович Крылов, анатом Евгений Филиппович Аристов, друг Лобачевского, работавший в Казанском университете и доказавший, что физическое состояние человека зависит от его духовного состояния. Выпускниками были известный этнограф Алексей Балов, чьи работы и ныне изучаются специалистами, его коллега Савва Дерунов, тоже этнограф, описавший множество свадебных обрядов, талантливый поэт... Кстати, три знаменитых в России княжеских рода - пошехонские. Это Белосельские-Белозерские, откуда произошла Зинаида Волконская, родственница Марии Волконской, - в ее салонах часто бывал Пушкин. Князья Ухтомские и князья Шельшедомские - в их фамилиях звучат названия пошехонских речек Ухтомы и Шельши. Более пятидесяти барских усадеб было в пошехонской стороне, но почти все они сегодня разрушены.
Богата история края, и многое о ней узнают жители и гости города во время праздничных событий. Приезжайте - не пожалеете!