Автор касается образования современных детей и приводит, на первый взгляд, шокирующие примеры. Я не понаслышке знаю, какие дети учатся сейчас в наших школах. Как будущему педагогу (студентка ЯГПУ) мне пришлось поработать на практике в ярославской школе. Не могу сказать, что практика прошла так уж ужасно, но впечатлений хватило надолго.
Во-первых, я была готова к тому, что со времени моей учёбы в школе дети очень изменились. Виноваты здесь, в первую очередь, время и технический прогресс. Но всё же я не думала, что школьники НАСТОЛЬКО изменились. Они позволяют себе на уроках такое, чего даже пятикурсники вузов себе не всегда позволят. Непременный атрибут – наушники, из которых доносится музыка, несмотря на увещевания и просьбы учителя. И, конечно, телефон – а вдруг без девятиклассника что-то важное в мире произойдёт, а он тут сидит на какой-то географии и ничего не знает. Школьники умудряются делать на уроках всё что угодно, вот только учиться не желают.
Подходишь к школе – и даже в двадцатиградусный мороз видишь толпу неодетых школьников с сигаретами. Причём, если раньше курили в основном мальчики, то сейчас с ними наравне и девочки. В наше время редкие курильщики убегали подальше от школы, а эти стоят и даже не волнуются, что мимо идут учителя и родители.
Курят даже пятиклассники! Вечером они гуляют с взрослыми компаниями и, кроме того, даже пробуют алкоголь. Родители таких учеников, судя по всему, даже не догадываются, как их ребёнок проводит свободное время. А другие родители (поверьте, их немало), зная о неуспеваемости детей (а есть и такие, у которых двойки по всем предметам) и о плохой дисциплине (прогулы, драки, ненормативная лексика), умудряются поощрять это поведение деньгами, покупкой компьютеров, телефонов и т. д. Простите, о каком воспитании может идти здесь речь?..
Ребёнок с ранних лет видит лишь ничем не ограниченную любовь родителей и решает, что ему всё можно. Учиться он не желает, знания в голове надолго не задерживаются – что же из него вырастет?
И половина нового поколения захочет поступить в высшие учебные заведения (те же родители заставят, вдруг найдя в себе педагогическую жилку), в те же педвузы. А потом кто-то придёт в школу учить других.
Вот в чём проблема! Начинать надо не с «верхов» и не с Фурсенко, а с корня этой проблемы – воспитания, потому что именно родители прививают интерес к учёбе и желание учиться. А тех, за кем родители не следят, кого не могут наказать, «отлучив» от Интернета на неделю, даже учителя не смогут заставить учиться. Я понимаю многих учителей, которые не хотят работать с современными детьми, потому что прививать любовь к знаниям аудитории, которая даже не слушает тебя, как-то обидно, да и незачем.
К счастью, есть ещё ответственные родители, увлечённые наукой школьники и заинтересованные учителя. Но уж больно много становится детей современных в плохом смысле этого слова. И, находясь рядом с ними, становится страшно за своих будущих детей: а вдруг они потом попадут в такую вот компанию?..
Александр | 07.02.2011 в 17:00 | ответить0
Уважаемая Мария! Был приятно обрадован тем, что студентка, будущий педагог, видит реалии жизни, обращает на них внимание, задумывается над происходящим. Но. Видеть мало, надо понимать. А вот с этим уже трудности. Частично оправдываемые юным возрастом.
Начну с заголовка. Такая постановка вопроса в принципе неверна! Процесс обучения неотделим от воспитания! К тому же воспитание само по себе есть обучение. Процесс воспитания имеет свою специфику. Но и любой другой, «школьный» предмет, так же специфичен.
И всё же в чём особые отличия «воспитания» от «обучения академическим наукам»? Воспитание начинается ещё до рождения ребёнка и продолжается всю жизнь.
Воспитание происходит независимо от того, занимаются ребёнком или нет. Воспитание – это не столько слова, сколько дела, поступки, манеры поведения.
Воспитание – процесс непрерывный во времени. Он не может быть разбит на уроки по 45 минут.
Воспитание должно иметь единый стандарт. Отсутствие стандарта, противоречивые требования, предъявляемые к воспитуемым, противоречие требований и действительности недопустимы.
Воспитатель является авторитетом для воспитуемого.
Воспитателями является всё окружение. Приоритет, конечно же, за близкими и за «штатными воспитателями». Но влияние среды очень велико!
Воспитателями являются и родственники ребёнка, и все работники ДОУ, школьные учителя, вузовские преподаватели, руководители и командиры, все, кто работает с людьми (т.е. и продавцы, и приёмщики белья в стирку). Являются, т.е. оказывают воспитывающее воздействие. Но для процесса воспитания важна направленность этого воздействия! И направленность всех должна быть одинаковой.
А скажите, как воздействует на людей лживая и лицемерная власть? Как воздействует профессор университета, разговаривающий на «шпанском» языке? Президент, «ботающий по фене»?
(вынужден прерваться, но через несколько дней продолжу)
Александр | 11.02.2011 в 11:56 | ответить0
Мария, смею Вас поправить: ни время, ни технический прогресс не могут быть повинны в том, что «много становится детей современных в плохом смысле этого слова». Да, быть «современным» — значит утратить множество прекрасных человеческих качеств! Но не время, не прогресс тому виной. Виноваты люди. Виноваты те, кто задал такой вектор движения общества. А это, прежде всего руководители государства, их ближайшее окружение, их прислуга, в том числе и СМИ. Виноваты и те, кто охотно или безропотно принял для себя это пагубное направление «развития». А приняли очень многие по одной простой причине: так легче, подчас «выгоднее». И, к сожалению, среди тех, кто принял – учителя и преподаватели ВУЗов. В большинстве своём – они приняли.
Александр | 11.02.2011 в 11:57 | ответить0
продолжение
Школа, ВУЗы могли противостоять курсу деградации, привнесённому властью в наше общество, в наше сознание. И обязаны были противостоять. Но их, видимо, подкупил самый первый указ ельцина, и они прониклись доверием. Удивительно, но ельцину тогда удалось очень многих обмануть. Ценой этого обмана явилась рукотворная катастрофа. Разрушение духовной сферы: сознания, (морали, нравственности), образования, науки, культуры…. И как следствие – разрушения и в материальном плане: разрушение, разграбление экономики, ограбление и обнищание народа. Разрушение советского государства — это особый момент. Ключевой. Он и сейчас является приоритетным в задачах нашей (не нашей, антинародной, паразитической!!!) власти. Такой власти не нужен умный и грамотный народ! Умный и грамотный не позволит паразитировать на себе! Для реализации их планов народ должен стать расходным материалом! Этого и добивается власть. Отсюда и все проблемы образования. И воспитания. Именно для этого и сидит «непотопляемый, не снимаемый» в министерском кресле фурсенко. Внедривший ЕГЭ. Выдумывающий идиотские вопросы и ещё более идиотские варианты ответов для него. Вводящий «новые образовательные стандарты». Это к вопросу о «верхах и фурсенках». С них надо начинать! Люди, занимающие ключевые позиции определяют очень и очень многое! Хотя, в любой ситуации, кое-что зависит и от каждого из нас.
Александр | 11.02.2011 в 11:58 | ответить0
продолжение
«Родители прививают интерес к учёбе и желание учиться». А зачем учиться? Чтобы стать таким же нищим, как учительница? И это в условиях культа денег, культа обогащения. А интерес к учёбе и желание учиться должны прививать и в школе. Только условия в стране для этого должны быть другие. Нравственность должна быть во главе угла. Человек должен быть сориентирован на созидание, а не на получение выгод. Сиюминутных, абсолютно не выгодных для общества в целом. А, как окажется, в конечном счёте, и для самого себя. Вспомните свинью под дубом! Только этого не понимают люди. Не желают люди, ослеплённые жаждой наживы, видеть дальше собственного носа. Кто же нас ориентирует на «сделай себя сам», «если себя не можешь «сделать», то, что ты вообще можешь»? Президент. Сначала это был Ельцин, потом – Путин, теперь – Медведев.