– Говорят, что в частной школе оценки ставят не за знания, а за деньги, которые платят родители…
– Может, и есть такие школы. За всех ручаться не буду. Но в нашей – НОУ «Гуманитарный колледж» – практика иная. Мы подходим к делу воспитания и образования наших учащихся очень ответственно и серьёзно. Ученику для того, чтобы «заработать» пятёрку, приходится много трудиться. Ведь в классе, где вместе с тобой учится не больше 14 человек, тебя спросят за урок неоднократно, а в ситуации, когда все готовы отвечать домашнее задание, просто стыдно отмалчиваться. Однако не стоит думать, что сам процесс обучения у нас скучен и превращён в простое натаскивание. Наши учителя – а среди них специалисты высшей и первой категорий, есть лауреаты премии губернатора – творческие люди. Они подходят к процессу обучения с педагогической инициативой, применяют инновационные образовательные технологии. То это урок-игра, то конференция, то путешествие, то диспут. Колледж регулярно проходит государственную аттестацию (теперь это называется аккредитацией), наши выпускники сдают Единый государственный экзамен, успешно учатся в высших учебных заведениях.
– Говорят, что в частной школе деньги просто «гребут лопатой» – ведь за обучение детей, в отличие от государственной школы, родители платят.
– И хотелось бы грести, да не получается. Стоимость обучения в нашей школе в среднем – 3500 в месяц. Денег хватает только на нужды насущные: аренду, коммунальные услуги, телефон, охрану, канцелярские товары, обслуживание оргтехники, бесконечный ремонт, заработную плату учителям. А хотелось бы большего: новой мебели, оборудования, больше компьютеров и новых учебников. Повышать стоимость обучения мы не можем – тогда большинству родителей будет не потянуть.
Сейчас государственные школы имеют гораздо больше средств, чем мы. И тем не менее нам удаётся существовать вот уже 15 лет. Это значит, что, несмотря на прогресс государственной системы образования, мы тоже нужны людям.
– Говорят, что частные школы недолговечны – в городе уже закрылись две.
– Я бы не сказала, что это тенденция. Да, закрылись некогда гремевшие школа-банк и школа «Мишка». Зато возникла Православная гимназия. Дело в том, что любая негосударственная школа – это частная инициатива какого-то человека (или группы людей), на энтузиазме которого (которых) она и держится. Но мы выстояли в течение 15 лет. Надеюсь, выстоим и дальше. Преемников подготовила. Ну, и возраст у меня ещё не глубоко пенсионный.
Конечно, хотелось бы другое здание. Ведь мы располагаемся на улице Большой Октябрьской в приспособленном помещении. Раньше здесь были детские сады. Всё, что можно было сделать с этими комнатами, мы сделали. Есть у нас учебные классы (пусть небольшие, зато уютные), буфет, где дети получают горячее питание, физкультурой занимаемся в спортивном зале через дорогу, есть группа продлённого дня… Часто выезжаем отдыхать за город, в другие города. Были неоднократно в Москве в Третьяковской галерее, в Санкт-Петербурге, в этом году запланированы поездки во Владимир, Суздаль и Великий Устюг. Сначала мы, конечно, мечтали о том, что у нас когда-нибудь будет отдельно стоящее, наше собственное здание, в котором мы всё устроим по тем проектам, которые выполняют наши дизайнеры… Но, видно, не судьба.
– Кстати, о дизайнерах. Говорят, что непонятно, почему вы называетесь «Гуманитарный колледж». Что скрывается под этой вывеской?
– С самого начала мы задумывались как многоуровневое, комплексное учебное заведение. Основная часть – конечно, школа, в которой можно получить качественное образование. Таков наш статус согласно аккредитации. А для того, чтобы обучение в первом классе было приятным и доставляющим удовольствие, дети в дошкольном возрасте учатся в школе раннего развития. Такая группа для дошколят возникла у нас на втором году нашего существования. За 15 лет мы выпустили из ШРР около 500 ребятишек. Далее можно перейти прямо в первый класс. Наилучших успехов достигают те дети, которые прошли у нас полный курс обучения. Так, например, Анна Максимова, которая пришла к нам в пятилетнем возрасте и закончила 11 классов с золотой медалью, успешно учится сейчас в технологическом университете. После окончания школы можно получить среднее профессиональное образование.
В настоящее время у нас пролицензированы две специальности – «Дизайн» и «Реклама». Со следующего учебного года будем принимать на эти специальности и после 9-го класса. По специальности «Дизайн» уже сделано несколько выпусков. Наши выпускники успешно работают в разных отраслях: дизайн мебели, интерьера, ландшафтный дизайн. Руководит этим отделением учитель высшей категории, аспирант ЯГПУ им. Ушинского Марина Вениаминовна Кротова. Вот почему мы оставили название «Гуманитарный колледж». Кроме того, мы готовим специалистов по кадрам, секретарей-помощников руководителя и художников-оформителей. Это курсовое обучение для тех, кто хочет повысить (изменить) квалификацию, получить дополнительное образование. Не первый год сотрудничаем со службой занятости населения. Отзывы о наших курсах положительные. Такое дополнительное образование могут получить и учащиеся 10 – 11 классов.
– Говорят, что в частной школе учатся дети состоятельных родителей, со всеми вытекающими последствиями…
– Если вы намекаете на то, что эти последствия – стремление к сладкой бездельной жизни, употреблению наркотиков, то у нас этого категорически не было, нет и, надеюсь, не будет. А как может быть иначе? Родители, чьи дети у нас учатся, прежде всего приходят на собеседование с директором. Я им рассказываю, на каких принципах построено воспитание и образование в колледже. Если их устраивают такие принципы, им предлагают заключить договор на обучение ребёнка. В глаза каждого ребёнка на каждом уроке неоднократно заглянет учитель, и если увидит, что с учеником что-то не так, вызовет в школу родителей.
Подчас наши дети поражают особой чуткостью, дружелюбием и полным отсутствием снобизма, избалованности. Конечно, когда ребёнок приходит к нам, он приносит те стереотипы, которые приняты в детском коллективе. Однако через некоторое время ему ненавязчиво дают понять, что здесь это не принято: употреблять нецензурную лексику, обижать слабого, не уважать старших. И тогда ему приходится принимать наши правила.