Правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Отныне, согласно Болонской конвенции, вузы обязаны вести обучение по программам бакалавра и магистра. Болонскую конвенцию в 1999 году подписали европейские страны для сближения существующих в Европе систем образования. С 2003 года её основные принципы начали вводиться в России, а полное завершение реформы министр образования Андрей Фурсенко пообещал к 2010 году.
Вроде бы неплохо, что российское высшее образование станет более открытым и мобильным. Но есть опасения: не принесёт ли этот переход совершенно нежелательные проблемы студентам и преподавателям?
Инициаторы реформы считают, что введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию магистратур, решить проблему переизбытка плохо подготовленных специалистов на рынке труда, помочь студентам легко переводиться в европейские вузы и устраиваться на работу за рубеж, разрабатывать учебные программы совместно с европейцами.
Однако народ уже вовсю прогнозирует отрицательные последствия реформы. Те же работодатели, что жалуются на дефицит грамотных специалистов, считают бакалавров недоучками. Ктото, может, и готов вложиться в обучение магистров. Но при системе «бакалавриат – для всех, магистратура – для избранных» подавляющее количество новоиспечённых бакалавров рискуют получить проблемы с трудоустройством. А продолжить обучение в Европе смогут себе позволить лишь единицы. Опять же, если магистратуры тоже будут платными, то туда мало кто пойдёт – и в результате общий уровень российского образования снизится. Да ещё и коррупция расцветёт пышным цветом.
Официальные комментарии звучат обтекаемо: будет общеевропейский стандарт, решатся финансовые проблемы. Главное, что Россия останется в едином образовательном и культурном контексте Европы.
«Они не хотят, как лучше, они хотят «как на Западе», – к такому выводу, изучив проблему, пришёл ныне покойный ректор Ярославского театрального института Вячеслав Шалимов. Сергей Куценко, сегодняшний и. о. ректора ЯТИ, опасается путаницы. На прошедшем 11 ноября собрании ректоров ярославских вузов, посвящённом обсуждению грядущей реформы, он заметил:
– Как отличить артистабакалавра от артистамагистра? Можно иметь степень бакалавра и быть востребованным или быть магистром и сидеть дома.
Впрочем, коегде традиционная программа останется. Это прежде всего касается медицинских, военных и частично технических вузов. Их выпускники попрежнему будут получать диплом с квалификацией «специалист» через 5 – 6 лет. Будет составлен общий список таких вузов. Возможно, туда попадут и театральные.
А что с другими ярославскими университетами?
Вот, например, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, он уже давно выпускает и магистров, и специалистов, а тех, кто собирается остаться бакалавром, долго уговаривают продолжить обучение: ещё год на специальности или два в магистратуре – по выбору. Лет семь назад, когда педуниверситет только переходил на эту систему, без сложностей тоже не обошлось. В магистратуру шли немногие, в основном выбирали привычную пятилетку – специалитет. А те, кто попадал в магистратуру, потом оставались недовольны, потому что там, как в любой новорождённой образовательной структуре, было много неразберихи. Но на сегодняшний день ситуация прямо противоположная: все хотят в магистратуру, а в специалитете недобор.
– Говорят, что в этом году специалитет ликвидируют, но точно никто не знает, – рассказывает студентка филфака Зоя Иванова. – Можно проучиться четыре года и уйти бакалавром, но все преподы кричат: «Не смейте уходить, вас же никуда не возьмут!» Но вообщето четырёх лет человеку вполне достаточно, чтобы определиться, куда ему хочется дальше, и не идти в магистратуру только потому, что преподаватели говорят «надо».
В ЯРГУ им. Демидова двухуровневая система существует с 1993 года как альтернатива традиционной на факультетах математики, информатики, физики и биологии. Выбирать можно и при поступлении, и в процессе учёбы. Как и в педуниверситете, после бакалавриата не уходит практически никто.
Преподаватели Демидовского университета к реформе относятся скептически и видят в ней больше минусов, чем плюсов. Например, не представляют себе, как ужимать пятилетнюю учебную программу до четырёхтрёх лет. Опасаются, что те из ребят, кто не сможет попасть в магистратуру, будут плохо котироваться на рынке труда и что если магистратуру сделают платной, то туда вообще никто не пойдёт.
– Вообщето, в магистратуру и не должно идти много, – объясняет проректор по учебной работе Александр Зафиевский. – Потому что там готовят специалистовруководителей. А бакалавр – это исполнитель. Грамотных исполнителей на сегодняшнем рынке труда как раз и не хватает. Высшее образование у нас постепенно становится всеобщим, в то время как в Советском Союзе и дореволюционной России оно было уделом немногих. Базой фундаментального образования была научная деятельность, и каждый студент занимался научной работой. Но невозможно заставить всё население заниматься научной работой! В идеале магистр – это теоретик, исследователь, потенциальный руководитель, а бакалавр – это компетентный практик. Компетентный – значит, умеющий решать конкретные задачи. Вот, например, социология. Сейчас студенты пять лет изучают теорию соцопросов, и до практики дело доходит только на пятом курсе. А бакалавры не должны залезать в теоретические дебри, от них требуется умение проводить простые соцопросы, но качественно. Поэтому практика для них будет начинаться уже с первых курсов. Конечно, общий уровень теоретических знаний снизится, но это необходимость, которая определяется массовостью. Конечно, будет много трудностей с реорганизацией учебного плана и подхода к учебному процессу. Не мы первые – Германия, например, уже пережила нечто подобное. Но дискуссий и пустых обсуждений там было гораздо меньше.
К 2009 – 2010 годам вузы перейдут на новый формат, и действующая сегодня двухуровневая система тоже видоизменится. Коегде сохранится пятилетка – специалитет. Но если раньше ребята, отучившись пять лет, имели диплом бакалавра и диплом специалиста, то теперь после бакалавриата альтернативы магистратуре уже не будет.