Обочины дорог во многих местах стали напоминать филиалы городских кладбищ: то и дело вдоль трасс можно наблюдать могильные холмики, «украшенные» самодельными венками, кустами шиповника и юными берёзками, вписавшимися в траурные сегменты снятых с разбитых машин рулей. Конечно, многие аварии происходят по вине самих водителей, являются следствием либо их непрофессионализма, либо личной безалаберности, приправленной хмельным зельем.
Но среди причин ДТП немало и таких, которые не зависят непосредственно от личных качеств «рулевых» или тактикотехнических данных автомобилей. Яма или ухаб на скоростном шоссе, поверженный в опасном месте деревенским безбашенным богатырём дорожный знак, подбитый стеклянный глаз светофора, «сеновал», устроенный на проезжей части полупьяным механизатором из ближайшего колхоза – всё это может привести к печальному (в том числе и летальному) исходу. Службы, отвечающие за эксплуатацию дорог и безопасность на них (департамент дорожного хозяйства, ГИБДД), за голову хватаются, когда сталкиваются с фактами вандализма на автодорогах.
Практически на всех загородных дорогах имеются «чёрные дыры», куда по вине неадекватных местных жителей или приезжих «веселящихся единиц» то и дело проваливаются автомобили вместе с водителями и пассажирами, улетают по касательной в кюветы автобусы, сигают с мостов в тихие лесные речки сельские автолавки со снедью.
Всё это отражено в милицейских протоколах и отчётах об авариях. Не так давно в Ростовском районе на шестом километре автодороги Ростов – Углич возле деревни Ишня несовершеннолетние, возвращавшиеся на полусогнутых с дискотеки, устроили «танго на проезжей части»: вывернули из земли и согнули в дугу стойки дорожных знаков, повалили, словно кегли, сигнальные столбики. Закончив показательные выступления, толпа дружно проорала нечто нечленораздельное и с чувством глубокого удовлетворения рассеялась по окрестным дворам.
А по неуправляемой дороге продолжали мчаться многотонные четырёхколёсные снаряды, в салонах сидели люди, обречённые на ДТП.
Не в этом так в другом месте. К примеру, на автодороге Туношна – Бурмакино дорожные строители поставили в середине лета новенькие дорожные знаки. Не прошло и недели, как всю эту непростую и недешёвую работу свели на нет местные вандалы.
– Люди не понимают или не хотят понять, что наносят своими бессмысленными, варварскими выходками колоссальный ущерб, – возмущается заместитель директора департамента дорожного хозяйства Александр Межиевский. – Стоимость одного дорожного знака – 700 – 800 рублей. На столько же тянет его установка. Ещё дороже – 1100 – 1200 рублей обходится одна стойка из оцинкованного железа. Вроде бы «копейки», но за год на замену выдранных с корнями, превращённых в груду металлолома указателей тратится из казны от полутора до двух миллионов рублей.
Среди охотников тоже разный народец встречается. Есть серьёзные, ответственные люди – костерок где попало не запалят, патронами зря разбрасываться не станут. Но нередко, судя по специфическим «художествам», попадаются и такие, что шастают по лесу, вооружённые берданками с явно сбитыми прицелами...
– Нынче летом на стыке Переславского и Угличского районов был установлен информационный знак в виде огромного щита, на котором белым по синему было написано, что здесь – граница двух муниципальных районов, – говорит Александр Межиевский. – Прошло несколько дней и красивый знак был буквально изрешечён пулями. Гильзы охотничьих патронов в беспорядке валялись в траве. В итоге 18 тысяч рублей – коту под хвост...
Но дело не только в вылетевших вместе с пыжами рублях. Стрельба по знакам – штука не такая уж безобидная. Был случай, когда раздосадованные неудачной охотой на лосей охотники набрели в лесу на дорожный знак с изображением сохатого, указывающий на то, что звери облюбовали в этом месте переход через шоссе. Не сумевшие выследить и завалить животное охотники принялись с трёх метров палить по лосю на знаке. На железной «мишени» живого места не осталось. Вскоре мимо промчалась иномарка. Стой знак в первозданном виде, водитель бы сбросил скорость. Здесь случилось иначе: метров через 30 – 50 автомобиль врубился в бок переходящему дорогу лосю. Тот уцелел. Водитель и машина – вдребезги.
В другой раз изуродованный до неузнаваемости знак «левый поворот», установленный на крутом изгибе шоссе, свёл в могилу двоих пассажиров и водителя «Жигулёнка», нырнувшего на огромной скорости в кювет.
Совершенно дикая ситуация была «смоделирована» далёкими от цивилизации «двуногими без перьев» (именно отсутствием перьев, по определению древнего философа, человек отличается от птицы) в посёлке Красные Ткачи. Там возле школы имени Ленина установлен светофор со светодиодами. Важный дорожный объект пришёлся явно не по душе, скорее всего, красноткацким недорослям (хотя милиция так и не установилаконкретных виновных). Светофор этот за два года трижды ломали, разбивали вдребезги, курочили по полной программе. И каждый раз ремонт обходился почти в 100 тысяч рублей.
Светофор в посёлке был установлен для безопасности людей. Люди этого не оценили. В итоге несколько школьников погибли из-за выведенного из строя объекта, о чём свидетельствуют траурные венки. На том же месте рядом со светофором дорожники дополнительно соорудили искусственные неровности – так называемых «лежачих» полицейских и совместили с пешеходными переходами. Для пущей безопасности поставили ещё и бордюрные ограждения. Но их вскоре украли. Подозреваются на этот раз вполне солидные обитатели близлежащих коттеджей. Видимо, ограждения мешали проезду к фазендам... Однако, как говорится, не пойман – не вор.
Руководство дорожного департамента трижды обращалось в милицию Ярославского района.
– Примерно с месяц назад, – вспоминает Александр Межиевский, – злополучный светофор возле школы вновь погас. Направил в этот «бермудский треугольник» специалистов. Мне доложили, дескать, разбиты светодиоды, внутри фонарей лежат камни. Сама стойка разворочена, сильно накренилась. Блоки управления изуродованы. Словом, только ремонт одного светофора в Красных Ткачах влетел нам в 200 тысяч рублей.
Вот мы нередко в хвост и гриву ругаем наших дорожников. Дескать, плохо строят дороги: не те, что положено по СНИПу поперечные уклоны и радиусы, недостаточная освещённость трасс, повышенная «ямочность» и «колёсность» и т. д. Строительство дорог – удовольствие недешёвое. Так, ремонт километрового участка шоссе с асфальтированным покрытием тянет на 7,5 млн. рублей, новая дорога той же протяженностью обойдётся в2 раза дороже.
Ежегодно в последнее время в каждом муниципальном районе ремонтируется в среднем всего по 1 км дорог. Из-за недостаточного финансирования дорожники в первую очередь обустраивают те участки, где межремонтные сроки истекли, покрытия основательно разрушены.
– Это безобразие! – возмущался не так давно знакомый таксист Алексей Петров, с которым мы встретились возле бензозаправки на улице Городской вал в Ярославле. – Подвески можно запросто лишиться из-за этих чертовых колдобин.
Лишь недавно здесь кое-как залили гудроном ямы. Всё лето дорога, ведущая к автомагазину «Лидир» со стороны улицы Лисицына, напоминала фронтовую – ямищи чуть ли не с воронку шириной и глубиной. По улице Большой Октябрьской ездить без риска потерять колёса проблематично.
Сосед по ГСК Дмитрий Коконин недавно вернулся из Костромы. Возмущается:
– До Некрасовского отдельные участки смахивают на плохо обработанное картофельное поле. Не случайно чуть ли не с километр на придорожных кустах висят кладбищенские венки. Словно Мамай прошёл по старинному русскому тракту.
– Дорога на Рыбинск по правому берегу Волги во многих местах напоминает о далёких шестидесятых, когда благополучное преодоление на этом направлении 80-километровой трассы считалось чуть ли не подвигом, – язвит моторостроитель из Ярославля Вадим Коркин, вынужденный регулярно ездить к тёще на своём видавшем виды «Москвиче».
Денег в области на ремонт дорог хронически не хватает, выделяется средств примерно в 2 – 3 раза меньше, чем реально требуется. А тут ещё эти самые «чуда в перьях» выходят на большую дорогу с томагавками и дубинами, нанося миллионные убытки своими дикими набегами на автодорожные символы цивилизованного общества. Вот и приходится латать дыры после ужасных выходок пресловутых «генералов» песчано-гравийных карьеров.