Однако факты говорят о другом. Традиционные виды связи пережили электронный бум и уцелели. Правда, ценой некоторых жертв. Если в XIX столетии Николай Алексеевич Некрасов в письмах корреспондентам «Современника» возмущался тем, что почта из Москвы до Петербурга идет слишком долго – четыре дня! – то сегодня по тем же адресам длительность доставки письма «Почтой России» регламентирована пятью днями.
Но сейчас у отправителя есть выбор. Хочешь послать сообщение быстрей – тебе предложат массу вариантов, вплоть до получения сообщения адресатом в тот же день в любой точке России, но за отдельную плату. Ну а кто не спешит с отправкой корреспонденции, может, как и ранее, наклеив соответствующие марки, положить в ближайший почтовый ящик конверт с письмом.
Благодаря успешному сочетанию возросшего числа вариантов связи в минувшем году Ярославским филиалом ФГУП «Почта России» получено 435 млн. рублей валовых доходов – на 17 процентов больше, чем в 2005м. В 2006 году было обработано и доставлено 26 миллионов простых, заказных писем и бандеролей – на 11 процентов больше прошлогоднего, 480 тысяч посылок – рост на 47 процентов, 2,1 миллиона отправлений переводов – рост на 57 процентов. Есть небольшой – на 1 процент – рост отправлений писем и переводов с объявленной ценностью и на 2 процента впервые за последние десять лет – рост по подписке на периодику.
Эти цифры были названы руководителем филиала ФГУП «Почта России» по Ярославской области Андреем Слащевым на состоявшейся прессконференции.
Однако журналистов больше интересовали тарифы на распространение периодических печатных изданий. Сегодня для читателя услуги по подписке и доставке обходятся дороже, чем сами газеты и журналы.
– Будут ли и дальше расти тарифы? – спрашивали журналисты. – Если не прекратится этот ежегодный рост, многие издания станут недоступны подписчикам. Почта сама у себя отбирает клиентуру.
Андрей Александрович пояснил, что филиал ФГУП с 2005 года ни разу тарифы на доставку изданий не индексировал. А в этом году – только на уровень инфляции. В связи с реструктуризацией почтового ведомства филиалы ФГУП «Почта России» теперь не занимаются подпиской и изданием каталогов, а лишь доставляют выписанные издания.
Подписка выделена в самостоятельный конкурентный вид услуг. Ею призвано заниматься межрегиональное агентство подписки (МАП). Оно в свою очередь устанавливает цены на доставку, которые обеспечат рентабельность и прибыль этому виду бизнеса.