Называется она так в память о необитаемой теперь деревне. А находится в Малине. Там две сотни жителей, но после формирования нового сельского поселения с центром в Кукобое деревня живет без руководства. А школа Беляевская хоть и маленькая, но здесь работают хорошие учителя. И, как видим, из ее стен выходят талантливые ребята. Тема, которой так упорно уже три года занимается юный ученый, называется «Влияние человека на свойства почвы к самоочищению».
– Леня, неужели у вас там, в Беляевском, есть проблемы с почвой?
– Конечно. Идешь в лес – видишь свалки бытового мусора, металлолом...
– Это натолкнуло тебя на борьбу за экологию?
– Да. Мы както даже набрали на компьютере листовку, распечатали и направили в СПК «Пламя», расклеили в деревне.
– И что там было?
– Это призыв к гражданам и руководству СПК «Пламя», чтобы они устранили несанкционированные свалки. Сообщили такие факты: скорость самоочищения почвы от различных загрязнителей – бумаги, газет, хлопчатобумажных тканей, полиэтилена.
– И какова была обратная реакция?
– Некоторые граждане прибрали за собой. И мы в школе с товарищем, Павлом Смирновым, тоже организовывали уборку мусора в деревне. Очистили два источника. Еще следили, чтобы в реке тракторы не мыли. Ходили в колхозный гараж – разъясняли. У нас одна ферма загрязняла реку, но проблема решилась сама собой – ферму закрыли.
– Чья рука вас направляла?
– Это учитель химии и биологии Татьяна Геннадьевна Михайлова и моя мама, учитель истории.
К слову, папа Леонида, Аркадий Владимирович, после окончания ярославской «Тимирязевки» в этом году направлен руководить СПК «Красные поля» в Шильпухове. А до этого работал инженером в СПК «Пламя», то есть представлял то самое руководство, в адрес которого Леня с друзьями направлял ультиматумы. Такой вот конфликт отцов и детей. В Малине помнят эти листовки, хотя считают детской игрой. А что фермы загрязняют природу – правда. Ведь построены они почти все на берегах рек. Как весна, даже малюсенькая Людинка в Малине, которая летом пересыхает, с половодьем принимает в себя навозные стоки...
– Леня, а последний штрих к твоей работе – это чтото принципиальное?
– Речь идет об удобрениях, их влиянии на плодородие почвы.
– И что дальше, в перспективе?
– Изучение почвы вдоль дороги Москва – Холмогоры. Хотя передо мной выбор: я больше математику люблю, она мне ближе.
В Беляевской школе, кстати, парня хвалили и за успехи в гуманитарных предметах. Вот какие разносторонне талантливые ребята появляются в глубинке, в маленьких деревенских школах – буквально от земли. Интересуюсь, привык ли к большому школьному коллективу в Пречистом? Сухарев с солидным видом рассуждает:
– Интересно работать в большом классе – группы подругому образуются, больше взаимоотношений с разными людьми. Школа очень нравится. А Беляевское помню и люблю.