Из-за дверного косяка в глубине коридора одно над другим выглянули три ясных солнышка. Это первое, что увидели мы в гостях у ярославцев Юрия и Надежды Микитюк – три улыбки, три пары девчоночьих глаз, полных дружелюбия и несказанного любопытства. Пока осматривались мы в детской, где для экономии места деревянные кровати сколочены этажеркой, как в матросском кубрике, а потом с родителями вели вполне взрослые разговоры на кухне, никто с этими общительными непоседами не строжничал, не просил их «не мешать», не отсылал «в свою комнату».
В общем, с порога получили гости что-то вроде деликатного вступительного урока домашней педагогики. Без всяких наводящих вопросов девочки принялись знакомиться, каждая представилась, как сумела. Младшая, пятилетняя Анетта, молча обняла огромного плюшево-паролонового пятнистого, как леопард, льва по имени Егор. Четвероклассница Рита с видом заправского модельера показывала наряды для кукол.
Самая старшая, шестиклассница Лиза, сразу дала посмотреть свои рисунки лошадей. Своей нежной привязанностью к ним тем, как, видя лошадей, всегда старается погладить их и покормить, как не по возрасту бесстрашно садится она в седло, всё больше удивляет и радует в Лизе и родителей и сестрёнок.
В такой комфортной обстановке, когда все друг другу рады и ни у кого и не от кого никаких секретов нет, и дальше шло наше общение. Глава семьи Юрий Мирославович вспомнил те совсем ещё недавние времена – нулевые годы нового столетия, когда семейное образование приходилось буквально, как он сказал, «пробивать». Одно только желание родителей учить детей дома могли в школе принять в штыки: как это, граждане, детям и на уроки не ходить?
Не убеждали и ссылки первопроходцев на закон: услышав о них, директор школы переходил на насмешливо-вопросительные интонации – знаем, знаем, есть такой закон, но где вы видели, чтобы он работал? В поисках общего языка пришлось им даже перейти из одной школы в другую. Директора 55-й Анну Боронову их доводы убедили. Всё обсуждается сообща, с полным обоюдным доверием.
При этом педагогического образования супруги Микитюк не имеют. Надежда Сергеевна закончила в Москве строительный университет, её супруг – философский факультет Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Опору дают им не только, конечно, дипломы столичных вузов, а и действующий закон «Об образовании», право родителей выбирать форму обучения и региональное положение об образовании семейном, где от и до прописаны их права и обязанности. Есть и ободряющие примеры великих учёных Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева. Оба будущих академика прошли через семейное образование, их первыми учителями стали родители.
Юрий и Надежда Микитюк убеждены: в семье и добродетели легче взращивать, и проще следовать всему тому, что в педагогике называется индивидуальным подходом, и навыки самообразования прививать, учить своих чадушек самостоятельно добывать знания.
Разделили программу на двоих: гуманитарный цикл взял на себя папа-философ, точные науки – за мамой-инженером. По русскому языку, математике, английскому занятия ежедневные, кроме выходных. По остальным предметам расписание плавающее, по обстоятельствам, а связаны они главным образом с разъездной работой Юрия Мирославовича.
Узнав от нас, сколько в области за пять лет заключено договоров, он так и просветлел весь:
– Значит, пора садиться за «круглый стол» делиться успехами и обсуждать трудности. В Москве есть «Росинка» и другие школы, где помогают семьям таким, как наша.
Может быть, что-то подобное и Ярославской области уже требуется – домашним педагогам виднее. Прояснить же предварительные итоги в масштабе одной семьи помогли нам Микитюки-младшие. Без всяких просьб, правда, слегка стесняясь, Рита с Лизой принесли на кухню дневники. За две четверти у обеих ни единой тройки!
– Семью от школы положение о семейном образовании не отделяет. Наоборот, предполагает их самое тесное сотрудничество. Как оно складывается, от того и зависит успех дела, – комментирует документ главный специалист департамента образования области Лилия Жаворонкова. – Взаимодействие партнёров и закрепляется на договорных началах.
В основе учебных программ – государственные стандарты, зачисление – приказом директора на общих основаниях, личное дело хранится в школе, выпускникам, если заслужат, – грамоты и медали. 70 процентов от норматива подушевого финансирования (в нашей области для городских школ он сейчас около 20 тысяч рублей, для сельских – вдвое больше) идут в семьи, остальное расходуется на аттестации – промежуточную, за каждую четверть или за полугодие, а за девятый и одиннадцатый класс – итоговую.
За пять лет действия регионального положения география семейного образования охватила всю область. Впереди идут Переславль (34 договора) с районом, где заключено ещё двенадцать договоров, и Ростовский район – 28. В Ярославле у супругов Микитюк последователей – 16 семей, в Рыбинске договоров столько же, сколько и в переславской сельской глубинке – ровно дюжина. По словам Лилии Жаворонковой, в Рыбинске эту форму обучения успели отладить так, что хоть на мастер-класс приглашай.
О таком мастер-классе, собственно, вспомним, и говорил Юрий Микитюк. Ещё нужнее был бы он для села, где из года в год возникают самые прозаические трудности с подвозом к школе ребят из дальних деревень (проблему «Северный край» анализировал в публикации «Автобус у школьного крыльца» в номере за 22 января нынешнего года).
Дать прогноз на перспективу семейного образования попросили мы первого заместителя директора департамента образования Ярославской области, доктора педагогических наук Михаила Груздева. Просьбу Михаил Вадимович выполнил со ссылкой на письмо департамента «О формах получения общего образования»:
– Ваши читатели вряд ли найдут в моих словах что-то новое с точки зрения закона. Письмо говорит о праве выбора родителями любого способа получения детьми общего образования, включая семейное и разные варианты самообразования, один из которых – самостоятельная учёба вне школы, экстернат. Обучение по любой из форм – это я подчеркнул бы особо – должно соответствовать федеральным образовательным стандартам. Жизнь сложнее любых стандартов, а раз так, всё зависит от взглядов родителей на то, как учить детей, от их возможностей и семейных обстоятельств, от их желания и умения идти на компромиссы со школой. С одной конечной целью, объединяющей всех нас, – ради будущего наших детей.