Нынешний председатель совета ветеранов Владимир Григорьевич Уголков, которому в этом году исполняется 80 лет, чуть ли не каждого своего подопечного «без шпаргалки» может назвать не только по фамилии, но и по имени и отчеству. А между тем на учете в отделении состоят 10130 пожилых железнодорожников – целая ветеранская дивизия!
– Неработающих ветеранов у нас 9572 человека, войну прошли 463 железнодорожника, тружеников тыла – 3142, – перечисляет Уголков. – Почти каждый второй наш ветеран, а если точнее, 5560 человек награждены орденами и медалями.
В канун Дня Победы, конечно же, особое внимание к тем, кто в той или иной мере «понюхал пороху» в Великую Отечественную.
– В принципе буквально каждый из этой когорты ветеранов достоин теплых слов в свой адрес в канун праздника, – говорит Владимир Григорьевич.
КОМАНДИРОВКА РАСТЯНУЛАСЬ НА ДВА ГОДА
На особом счету у председателя совета участники войны, которые продолжают активно заниматься в ветеранской организации Ярославского отделения СЖД.
...Для активиста совета ветеранов Ярославского отделения Глафиры Федоровны Ситниковой День Победы 9 Мая 1945 года до такой степени врезался в память, словно это было вчера, а не шестьдесят один год назад.
– Конечно, и ликование было безмерное, и радость неописуемая, но и огромное облегчение человека, отстоявшего непосильную вахту, – вспоминает Глафира Федоровна сегодня.
А вахта и впрямь выдалась на ее долю тяжелейшая. В семье, где росла Глафира, было девять детей, поэтому работать она начала еще 12летней девчонкой. В пятнадцать пришла на станцию Приволжье в Ярославле на серьезную должность – весовщицы.
– Два раза показали мне: это накладная, это дорожная ведомость, памятка – вот и вся учеба, – говорит Ситникова.
Первые личные впечатления о войне связаны с бомбежкой участка железнодорожных путей возле шинного завода.
– Бомбы разворотили «железку» так, что мы целые сутки вместе с солдатами устраняли последствия налета. А первый поезд пошел только через 12 часов.
В 1943 году нескольких девчонок, в их числе была и Глафира, вызвал к себе тогдашний начальник отделения СЖД Маслюк. В тот же день, даже не попрощавшись с родителями, братьями и сестрами, уехала Глафира в Беломорск. Эта командировка затянулась на целых два года. Все это время, порой сутками, приходилось работать в мурманском порту – разгружали пароходы с грузом, который американцы и англичане поставляли нам по лендлизу.
В каждом судне техники, продовольствия на 900 вагонов, время погрузки в состав из 30 вагонов – 20 – 30 минут. Порт находился в четырех километрах от линии фронта, так что непрерывные бомбежки со стороны немцев были гарантированы.
– Примерно за сутки до 9 мая в порт стали подтягиваться линкоры, крейсеры, увешанные флагами, – вспоминает Ситникова. – Американцы кричали «Гитлер капут», но окончательно мы поверили, что войне конец, только когда в три часа ночи диспетчер порта не выдержала и «по секрету» сообщила нам: «Девчонки, победа!»
Тем не менее разгрузка судов продолжалась еще до середины лета. Незадолго до наступления осени Глафира вернулась в Ярославль. Узнала, что погиб отец, также железнодорожник, скончался от ранений брат...
Более полувека Глафира Федоровна проработала на железной дороге.
НА ВРАГА ВО ВЕСЬ РОСТ
В начале войны Константину Новикову было восемнадцать. Но о нем и других паровозниках депо Всполье уже гремела слава как о передовиках, водивших намного превышающие нормы тяжелые составы на огромные по тем временам расстояния. Уже на второй день войны Новиков в составе нескольких паровозных бригад отбыл на запад. Нужно было срочно вывозить с прифронтовой полосы в тыл население, народнохозяйственные грузы. И все это под непрерывной бомбежкой, круглосуточно. Новая командировка – в Ленинград, к тому времени уже почти взятый в кольцо. Несколько месяцев провел железнодорожник из Ярославля в умирающем городе, выполнял с риском для жизни тяжелейшую работу по эвакуации обессилевших, опухших от голода ленинградцев. Когда весной 1942 года больного Новикова удалось переправить в Ярославль, даже родная мать с трудом узнала своего сына.
Таких классных специалистов, каким был к тому времени машинист Новиков, обычно в действующую армию не призывали. За исключением добровольцев. Новиков воевал на Кавказе и в Крыму, прошел Белоруссию, Прибалтику. Уже будучи помощником командира взвода, Новикову довелось в самый канун трудных боев принимать пополнение. Необстрелянные молоденькие солдатики никак не решались покинуть окоп. И тогда Новиков, сам почти ровесник своих подчиненных, пошел во весь рост в атаку. За командиром поднялись и новобранцы.
Фронтовикжелезнодорожник Константин Николаевич Новиков заслужил четырнадцать наград, имеет два боевых ранения. После войны водил паровозы, передавал свой рабочий опыт более молодым коллегам и с удовольствием нянчился целых двенадцать лет с совсем юными приверженцами железнодорожной романтики в качестве начальника малой железной дороги протяженностью в... 260 метров на территории парка рядом с ДК железнодорожников на главной привокзальной площади Ярославля.
Накануне мы поздравили ветерана Великой Отечественной, почетного ветерана СЖД, председателя совета ветеранов локомотивного депо ЯрославльГлавный Константина Новикова с приближающимся Днем Победы.