Документ этот называется «Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств» и устанавливает требования при производстве, ввозе и эксплуатации машин. Теперь автомобили обязаны появляться на свет и на рынке, а также эксплуатироваться по новым единым правилам.
Что нового внесёт в жизнь рядового автолюбителя этот документ?
Начнём с неприятного для любителей «боевых» машин, своеобразных князей грязи — внедорожников. Теперь в большинстве случаев им придётся обходиться без так называемых кенгуринов — устройств, которые устанавливаются на передней части автомобиля, чтобы защитить его от ударов веток, камней и прочих неприятностей на трудном бездорожье. Зачастую эти приспособления навешивают даже на «Жигули» и «Газели». По мнению специалистов автомобильной безопасности, спасая фары и радиаторные решётки, эти приспособления при нежданной встрече с человеком наносят ему травмы, несовместимые с жизнью. Единственное исключение — кенгурятники, которые имеют право на существование, — это сертифицированные в составе транспортного средства, изготовленные не из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Например, из пластмассы.
Во всех остальных случаях перед выездом на дороги общего пользования придётся очистить переднюю часть машины от лишних деталей. Допускаются лишь решётки на фары, которые защищают только фары и вес которых не превышает полкилограмма.
Никаких специальных акций по выявлению таких машин ГИБДД проводить не собирается. Но с «обвесом» невозможно будет пройти техосмотр. Если же вас поймают с ним на дороге, то штраф вам не грозит. Потому что в Основных положениях по допуску транспортных средств кенгурятники не прописаны.
Одновременно с регламентом вступает в силу и вторая часть поправок в Кодекс об административных правонарушениях, касающаяся тонировки стёкол. Теперь штрафовать за это будут гораздо серьёзнее — на 500 рублей. До сих пор это нарушение стоило 100 рублей. В регламенте установлено новое требование к стёклам: теперь прозрачность лобового и передних боковых должна быть не менее 70 процентов. До сих пор по ГОСТу прозрачность лобового стекла должна была быть не менее 75 процентов. Тонировка задних стёкол не регламентирована.
В поправках к регламенту появилось новое и довольно странное требование к шинам. Теперь максимально допустимая высота протектора для зимних и всесезонных, то есть маркированных знаком «М S», покрышек должна составлять не менее 4 миллиметров. По Основным положениям по допуску транспортных средств разрешается износ протектора до 1,6 мм. Многие автомобилисты использовали всесезонную резину в качестве летней, а теперь им придётся её попросту выкидывать.
Кстати, чем грозит использование покрышек со стёртым протектором? Тем, что на них не пройти техосмотра, и тем, что особо рьяный гаишник может придраться и выписать штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП — 100 рублей. Но только в том случае, если высота протектора меньше 1,6 мм.
Поправки в регламент дают право на жизнь и даже на ввоз автомобилей, у которых и руль расположен не там, и фары светят не туда, куда положено. Ещё до принятия документа утверждалось, что он ни в коей мере не посягнёт на праворульные машины. Но дьявол скрывался в деталях. Так, в первоначальной редакции технический регламент разрешал к эксплуатации в России только машины с 17-значным идентификационным номером. В Японии на автомобилях, предназначенных для внутреннего рынка, такого номера просто не существует. У них есть номер кузова или шасси, но эти номера гораздо короче. Поправки к документу убирают эту несправедливость. Теперь требования по VIN не распространяются на единичные транспортные средства, ввозимые на территорию РФ.
Загвоздка осталась лишь в фарах. С одной стороны, на транспортном средстве не должны применяться фары, предназначенные для левостороннего движения, с другой — допускается наклейка плёнок для корректировки светового пучка.
Ещё о фарах: смягчились требования к ксенону. Теперь ксеноновые фары не должны в обязательном порядке иметь омыватель. На старых моделях он и не предусматривался. Но требуется система фароочистки.
Регламент ужесточает требования к автомобилям, перевозящим опасные грузы, а также к автобусам, используемым для коммерческой перевозки пассажиров. Теперь эти машины обязаны оборудовать системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Сама конструкция этих машин должна предусматривать возможность установки данных приборов.
Также автобусы и грузовики, занимающиеся коммерческими или пассажирскими перевозками, должны быть оборудованы средствами контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Попросту говоря, тахографами. Это требование станет обязательным с 23 января 2012 года. Полтора года дано на то, чтобы автохозяйства успели обзавестись подобными приборами.
Напоследок — о грустном. Даже в отредактированном виде технический регламент всё-таки ущемляет права инвалидов на управление автомобилем. Раньше в нём было прописано, что рабочая тормозная система приводится в управление только педалью, то есть ногами. В поправках сделано исключение для лиц без ноги (ног). А что делать тем, у кого ноги есть, но они не работают? Ведь у нас много инвалидов с ДЦП, с последствиями травм позвоночника… По мнению экспертов, нужен ещё один документ, который чётко пропишет требования к автомобилям с ручным управлением.
Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств вступает в силу 23 сентября. Поправки к нему — через неделю после официального опубликования. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях — 23 сентября.
____________________________________________________________
ЧТО ТРЕБУЕТ РЕГЛАМЕНТ
• Почти все металлические обвесы, так называемые кенгурятники, придётся снять с машины.
• Излишне затемнённые стёкла надо будет осветлить, иначе грозит штраф в полтысячи рублей.
• Внесезонные и зимние шины водитель должен менять чаще.
• Автомобильная электроника обязана «говорить» по-русски или к ней необходима инструкция на русском языке.
• Праворульные машины сохраняют право выезжать на российские дороги.