Почти трёхчасовой диспут на тему «Ярославец ли автор «Слова о полку Игореве?» проходил в историко-архитектурном музее-заповеднике. Место выбрано было самое то: по общепринятой версии в ризнице и книгохранительнице Спасо-Преображенского собора единственный список поэмы и был найден. В этих стенах при непосредственном участии одного из учителей Филипповского - академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва открыта была единственная в мире посвящённая поэме постоянная экспозиция.
Открывая диспут, исследователь постарался раскрыть логику своих размышлений. Образ поэта выразительно передаёт сам стиль поэмы - православного христианина, храброго, но миролюбивого воина, интеллектуала, знающего латынь и греческий, человека обострённой совести. Константин родился на следующий год после похода, но жил он во времена не стихающей братоубийственной княжеской розни. Сам ходил на половцев вместе с отцом, великим князем Всеволодом, а на злобу дня мог ответить сюжетом из недалёкого прошлого - такой приём филологи называют «исторической ретроспекцией».
Гипотеза вызревала много лет. Облик безымянного автора поэмы всё отчётливее проступал в статьях Филипповского, собранных под обложкой в новом сборнике «Динамическая поэтика русской литературы», изданном в Санкт-Петербурге. Оставалось обнародовать имя поэта, и вот настал час - учёный, наконец-то, на это решился.
Как и следовало ожидать, доводы профессора попали под «перекрёстный огонь» самых разных суждений - от осторожных сомнений, высказанных заведующей отделом древнерусской литературы музея-заповедника Анастасией Мандрукевич, до самых искренних, пылких похвал по адресу автора гипотезы от артиста Анатолия Соколовского. Отрывок «Злато слово Святослава» в его исполнении из посвящённого поэме фильма Рэма Юстинова стал своеобразным прологом к обсуждению.
«Вполне обоснованной» назвал новую гипотезу писатель из Семибратова Борис Сударушкин. По состоянию здоровья он не мог приехать в Ярославль и своё участие обозначил подробным письмом. Напомнил Борис Михайлович и о ростовской версии авторства «уединённого памятника» - так пушкинскими словами назвал он свою раннюю повесть о загадках древнерусского шедевра.
Его сын молодой историк покойный Михаил Сударушкин уверенно утверждал, что поэма была написана при жизни князя Константина, основателя первой на северо-востоке Руси школы «толмачей», переведённой затем из Ярославля в Ростов. Вслед за отцом упорно задавался Сударушкин-младший вопросом: а не был ли этот образованный книжник первым владельцем авторского текста, в котором об его отце Всеволоде Большое Гнездо сказаны такие завидные слова - Волгу вёслами мог «раскропити»!
Ещё один полемист - педагог Александр Симакин, исследователь «Слова», автор его стихотворной версии (издана в Ярославле в 2003 году) зачитал открытое письмо профессору Филипповскому. «Было чрезвычайно интересно, - сказано в нём, - познакомиться с вашей оригинальной версией». Однако газетная публикация, по его мнению, «оставляет неясным, возможно, самое главное: была ли предпринята уважаемым профессором попытка сличения «Слова» и каких-либо текстов, принадлежащих или приписываемых князю Константину».
«Пока этого не будет сделано, - выносит своё резюме автор открытого письма, - интересная версия выглядит недостаточно аргументированной».
На прощание Герман Юрьевич Филипповский получил от своих оппонентов нечто вроде творческого заказа: на одном из вечеров в читательском клубе Лермонтовской библиотеки «побольше рассказать о князе Константине». Сам профессор убеждён, что личность и судьба этого интеллектуала, поэта, воина-миротворца «недостаточно оценена в 1000-летней истории Ярославля». Поэтому заказ был без промедления принят.