Премии (в сумме 10 тысяч рублей каждая) «За многолетний педагогический труд и заслуги в духовно-нравственном воспитании учащихся» присуждены педагогам-историкам Анжелике Вевель и Татьяне Лебедевой, учителям русского языка и литературы Елене Лимоновой и Валентине Шлыковой.
Лауреатский диплом 90-летней Алевтине Алексеевне Левиной, бывшему директору школы, родоначальнице династии педагогов, из рук президента фонда принимала её внучка – нынешний директор школы Мария Мухина. Фонд гуманитарных программ к Дню учителя преподнёс в дар школьной библиотеке 30 томов словарей и справочников – от трёхтомника Владимира Даля до «Нового энциклопедического словаря».
С одним из лауреатов премии имени Александра Яковлева – Анжеликой Викторовной Вевель – пообщались наши корреспонденты.
УПАЛО НА ЗЕМЛЮ СЕМЕЧКО
Накануне прямо на уроке истории в пятом классе махнули мы в одно нескучное путешествие по дальнему маршруту – в гости к нашим предкам-землянам, в их самое ранее детство, когда они ещё ни пахать, ни коз доить не умели. Наш способ передвижения назывался «машиной времени». Заводилась она с неимоверной простотой. Мы положили руки на невидимый штурвал и, словно шофёрскую баранку, от души крутанули время вспять – против часовой стрелки.
В путь отправились мы не с пустыми руками. Странники прихватили кое-какие самодельные средства выживания. Подумали о них загодя, выполняя послед-нее домашнее задание Анжелики Викторовны. Артём принёс «молоток древнего человека», осталось только камень к ручке потуже привязать. Никита запасся увесистым рубилом. Рассказал: часов пять корпел над беспризорным валуном, пока не отколол подходящий кусок.
Лада позаботилась – умница! – о том, чтобы при случае легче было найти с предками общий язык. На гладко расправленной под прессом бересте за неимением алфавита нацарапала карандашом знаки в виде человечков. Получилось что-то вроде визитной карточки племени: вот оно на охоте, вот обивают шкурами жилище, а тут пляска вокруг костра...
По дороге разделились мы на две команды. Раскрыли тетрадки – «дневники странствий». Сообща «изобретали», странницы – земледелие, их спутники-кавалеры – скотоводство. Сверяясь время от времени по «лоциям»-учебникам, выдвигали собственные версии.
– Как-то раз упало на землю семечко, – внимательно слушаем Снежану. – Появился росток. Люди это заметили, стали собирать семена и зёрна. Высадили их в поле, взрыхлённое мотыгами.
Собственный проект зарождения скотоводства выдвигает экипаж Никиты:
– Шёл человек, увидел горного козла. Тот подошёл, лизнул ему руку. И человек подумал, что хорошо бы добросердечных коз приручить.
На привале странники дружно сошлись на том, что когда наши предки собрали первые урожаи зёрен и научились доить коз, им сразу много чего понадобилось: и сито, и зернотёрка, и плетёная корзинка. Когда выяснилось, что вода в такой корзинке не держится, обмазали её глиной. И вскоре научились лепить горшки и корчаги на гончарном круге.
Чтобы ставить горшок на огонь, смастерили ухват – примерно такой, что стоит в «музейном углу» кабинета истории, рядом с другими следопытскими находками ребят в окрестных деревнях – ручным ткацким станком, балалайкой, старинным зеркалом из серебряной фольги – таких давно не делают.
После возвращения из путешествия (не забыли для этого покрутить в нужном направлении штурвал «машины времени») – краткий разбор записей в «дневниках странствий». Слово руководителю экспедиции:
– Из нас, вижу, получились бы хорошие древние люди. У нас с вами всё в порядке с фантазией и смекалкой, и мы изо всех сил стремились придумать что-то такое, чтобы выжить и остаться людьми. Молодцы, я горжусь вами.
Домашнее задание странники получают такое: готовясь к следующему путешествию в гости к предкам, попробовать самостоятельно или с помощью старших вылепить что-нибудь полезное из глины – проверить на себе народное изречение про то, что не Боги же, право слово, горшки-то обжигают.
ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО
Историком Анжелика Викторовна стала, как сама она с недавних пор догадывается, скорее по воле судеб, чем по чистой случайности, как думала до того. Когда поступала в Ярославский госуниверситет, там историки и юристы ещё учились на одном факультете. Лапина (это её девичья фамилия) чуть было не отдала документы на юридическое отделение. Так бы, наверное, и получилось, если бы не остановил её необидной шуткой прямо у стола приёмной комиссии профессор Александр Михайлович Пономарёв, доктор исторических наук: дескать, эх, Анжелика, такое у тебя замечательное имя – благовестница в переводе с латинского – и что же я вижу, не к нам идёшь, как же так?
Может быть, тот лёгкий укор, что послышался в словах профессора чуть растерявшейся абитуриентке, и решил тогда для неё на годы вперёд вопрос вопросов с выбором профессии. Пошла благовестница в историки. Кажется, с тех пор не пожалела об этом ни разу в жизни, даже в те совсем недавние времена, когда учителям начинало казаться, что родное Отечество их вроде как и в упор не видит.
Дорогого стоит для неё – замечать по ребячьим глазам, что те вести из былых времён её милым странникам в радость. После уроков постояли мы у того зеркала в красном углу класса. Ребята сами добыли его в следопытском походе в Козьмодемьянск. Бабуля, когда дарила зеркало школе, с хитрющей улыбкой поведала, что принадлежало оно когда-то... ведьмам. Тут же успокоила своих гостей – мол, нет в том ничего страшного. Просто лучше не смотреться в него в дурном настроении – станет вам ещё хуже. А вот нормальное настроение волшебное зеркало имеет свойство улучшать. Сами не раз проверяли – всё так и есть.
Собственно, в кабинете истории и начинается знаменитый музей Красноткацкой школы, где куратором и хранителем многие годы она, Анжелика Вевель. Времени на уроках всегда в обрез – продолжение следует на занятиях кружка краеведов, у планшетов с экспонатами из истории Кресто-Богородской волости и посёлка Красные Ткачи, бывшей слободки при льноткацкой и отбелочной фабрике купца Петра Сакина.
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
Кое-чему из собранного может позавидовать любой исторический музей. Есть и подлинник свидетельства об окончании волостного земского училища – с него-то больше столетия назад и начиналась эта школа, и «Ветхий завет» из семьи Федора Алексеевича Некрасова – купец Сакин как раз у него покупал для своей фабрики землю на берегу Которосли. Видели мы и кожаный ридикюль начала 50-х годов – по тогдашней моде высший шик! С таким ходила директор школы, ныне здравствующая Алевтина Алексеевна Левина – в культуре, говорила она, мелочей не бывает.
Целая витрина посвящена памяти Александра Яковлева, выпускника школы 1941 года, морского пехотинца, четырежды раненного в боях. Рядом с его переданными семьёй бушлатом, тельняшкой и бескозыркой – посмертный том исторической библиотеки «Россия. ХХ век. Документы», изданный под редакцией академика книга об одном из самых драматических событий гражданской войны – братоубийственных боях ярославского восстания 1918 года.
На прощание наш гид притормаживает у парадного портрета незнакомца-бородача в расцвете лет. Вот уж кто, где родился, там и пригодился – Пётр Алексеевич Сакин. Вырос он на легендарном старом Московском тракте, что проходит у самых школьных ворот. Сообща вспоминаем, что по одной из версий он-то и есть та, «столбовая дороженька», где у Некрасова и встречаются однажды семеро мужичков, чтобы отправиться искать счастливого.
Сюда-то, на берег Которосли, Пётр Алексеевич и перенёс из родного Макарова своё образцовое полотняное производство, а в 1888 году заложил здесь одну из первых в России ткацких фабрик с тремя сотнями механических станков и собственной электростанцией. Сакинские именные пряжи, тонкие полотна и батисты, столовое бельё на весь мир славились. Нынешние поставщики фирменных махровых изделий ОАО «Красные ткачи» стараются об этом не забывать – строго придерживаются русских классических технологий.
– Приходите на наш урок-спектакль «Сакинская слободка». Актуальную тему из истории русского предпринимательства мы вам в лицах разыграем, – приглашает наш гид.
Экскурсии по заявкам учителей, родителей, воспитанников школы разных поколений водят здесь ученики Анжелики Викторовны, ребята из совета музея. Наверное, и сами того не ведая, снова и снова подкрепляют делом простое и ясное кредо своего учителя: история свершается здесь и сейчас, живите с достоинством на родной земле, уважайте её прошлое, а для этого его надо знать.
...В кабинете истории появился в эти дни скромный стендик под заглавием «День учителя». Догадываясь, что поздравлять с праздником раньше времени – дурной тон, шестиклассники предусмотрительно постарались всё же, как сумели, настроить своего классного руководителя на праздничный лад.
Сделали они это с большим тактом и без лишних слов. Нарисовали на листке бумаги морские волны. Пришпилили к нему композицию из оригами: без ножниц и клея «спустили на воду» целую флотилию кораблей. Флагман под названием «Анжелика Викторовна» окружён надёжным эскортом малых судов сопровождения. Символика со значением, и она в этих стенах понятна каждому. Пока «эскорт» рядом, никакие бури любимым учителям не страшны.