Навязанная «сверху» жесткая гонка по реформированию ЖКХ за несколько лет, под которую только в Ярославской области выделяется 2,5 миллиарда федеральных рублей, похоже, обоснована только этим. Капитальный ремонт жилья, расселение людей из аварийного фонда – это этапы технического переоснащения «коммуналки» на более высокий технологический уровень. Без современного энергосберегающего и контролирующего оборудования в дырявые трубы, крыши по-прежнему будет уходить такое количество «коммунальных» денег, что большая часть микрорайонов Ярославской области стремительно превратится в трущобы без надежды на эволюцию.
Как это будет выглядеть в реальности, далеко ходить не нужно, достаточно посмотреть пару европейских и американских фильмов: редкие элитные кварталы будут в суровом окружении враждебных «посадов». Между ними – полицейские кордоны. А это уже средневековое мышление, господа, так что забудьте про космос, инновации, нанотехнологии и достойную жизнь россиян, обещанную руководителями страны.
Реформы нужно начинать «сверху», чтобы не подоспела революция «снизу». Это, собственно говоря, и происходит сейчас в сфере ЖКХ, застрявшего по своему техническому оснащению (и отношению к делу) где-то в эпохе сантехника Афони из одноименного фильма Георгия Данелия, снятого в середине 70-х прошлого века в Ярославле. Но даже самая насущная реформа обречена на провал, если она не поддержана инициативными и энергичными людьми из народа.
ГЛАДКОБЫЛО НА БУМАГЕ...
6 октября 2003 года принят федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его главной политической задачей является создание институтов гражданского общества – организаций, через которые люди могли напрямую решать свои насущные проблемы.
В этом законодательном акте 27-я статья посвящена органам территориального общественного самоуправления. В частности, в 8-м пункте говорится: «органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, и направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан».
В Заволжском районе Ярославля есть такая «соответствующая территория» – Красноборский третий микрорайон. Его жители, проживающие в более чем 40 домах, организовали на основании 131-го ФЗ комитет общественного самоуправления (КОС). Практически с самого начала основания КОСа его председатель Михаил Рысин и активисты – старосты нескольких многоквартирных домов на улице Сахарова – близко к сердцу приняли цитату академика Вернадского: «Комитет общественного самоуправления создан для поддержки экологии жизни на вверенной ему территории».
Под «экологией жизни» жители третьего микрорайона вполне обоснованно поняли НОРМАЛЬНОЕ содержание своих домов и прилегающих территорий. Как раз к этому времени подоспел 185-й федеральный закон, несущий деньги в регионы на коммунальную реформу и регламентирующий способы ее проведения. После консультаций с юристами регионального центра по сертификации и развитию жилищно-коммунальных услуг Рысин и его активисты поняли, что их комитет является идеальным инструментом для контроля жильцами домов работы товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций, призванных обеспечивать жизнедеятельность окружающих домов и дворов.
Однако, как часто бывает в жизни, гладко оказывается только на бумаге...
«ДОМ ПАВЛОВА» НА УЛИЦЕ САХАРОВА
По законам военной стратегии, на фронте рано или поздно появляется «узкое» место, где должно свершиться генеральное сражение, в котором выявляется победитель. Таким «Бородинским полем» в третьем микрорайоне стал дом под номером пятнадцать по улице Сахарова, входящий в вышеупомянутый КОС.
В конце февраля 2008 года его жители решили организовать в нем ТСЖ «Наш дом-15». Как и полагается по закону, провели общее собрание собственников помещений. На него был приглашен заместитель главы администрации Заволжского района Валерий Шугаев: в этом доме часть квартир не приватизирована, поэтому интересы муниципального собственника должен защищать его представитель.
В редакции газеты находится копия решения этого собрания, из которого видно, что интересы муниципального собственника замглавы защитил как на фронте: по всем пунктам решения проголосовал против создания ТСЖ. Впрочем, это его юридическое право, и не будем морализировать на тему, кто или что тормозит движение реформы. Тем более что это решение никоим образом не повлияло на исход голосования, и ТСЖ было создано. Далее следовало провести обследование технического состояния общего имущества дома. Обычная процедура. Но в «Доме Павлова» № 15 по улице Сахарова (а сколько таких домов в городе!) обычно как раз необычное.
Как следует из жалобы-требования его жильцов, направленной в целый ряд муниципальных, государственных, контролирующих и правоохранительных организаций (в том числе в мэрию Ярославля, прокуратуру Заволжского района и даже управление МЧС), в ходе обследования выяснилось, что канализационные стоки из труб идут прямо в подвал, мимо канализационной системы. Весь грунт был пропитан фекальными водами. Итак, спустя десять лет людям стало ясно, почему в доме постоянные сырость, запах и насекомые. Причём, систему придётся возводить чуть ли не заново, потому что действующую (вернее, бездействующую) ни прочистить, ни отремонтировать невозможно.
Жильцы обвинили в таком положении вещей управляющую организацию многоквартирными домами Заволжского района, правопреемницу ДЕЗа, которая с 2005 года должна была регулярно осматривать и ремонтировать своё коммунальное хозяйство. По существующему законодательству она как бывший хозяин должна или исправить существующее положение, или совместно с МУП «Ярославльобщежитие» компенсировать ТСЖ все затраты на ремонт.
Вот с этого момента и началась прямая и неприкрытая война по всем фронтам. Техническая документация на дом управляющей организацией передана не была. Председателя КОСа Рысина вызвали в территориальную администрацию, где замглавы Шугаев в присутствии подчинённых устроил разнос 70-летнему человеку, после чего тот слёг с сердечным приступом. В конце мая в той же администрации без участия Рысина и активистов КОС районные коммунальщики и муниципальные чиновники объявили о проведении конференции по переизбранию председателя комитета общественного самоуправления (по существующему законодательству территориальные администрации вообще не имеют права вмешиваться в работу общественного самоуправления), после чего война перешла в партизанскую фазу: с внешней двери офисного помещения КОС в доме № 25 по той же улице Сахарова неизвестные злоумышленники свинтили ручки.
27 мая КОС третьего микрорайона направил письмо на имя мэра Ярославля Виктора Волончунаса с просьбой защитить 70-летнего Михаила Николаевича Рысина от психологического прессинга. В ответе прозвучало, что жалоба направлена для рассмотрения в… ту же администрацию.
В начале июня председатель ТСЖ Марина Андреева направила в адрес прокурора Заволжского района А. А. Травкина жалобу, в которой утверждает неправомочность компании вообще управлять их домом: выяснилось, что часть подписей собственников под договором сфальсифицирована.
Конференция по переизбранию назначена на сегодня. Что будет?
А БУДЕТ ГОРОДСАД?
В чём причина жёсткого противодействия отдельных руководителей администрации Заволжского района, объединившегося с аппаратом бывшего ДЕЗа в борьбе с комитетом общественного самоуправления? Известно, что за Волгой благополучно получают документы и начинают другую жизнь другие ТСЖ. Почему же здесь коса нашла на камень? Здесь дело как раз в КОСе. Как уже говорилось выше, комитет общественного самоуправления объединяет, по последним данным, более 40 домов целого микрорайона. Создание на его базе первого ТСЖ, естественно, автоматически повлечёт организацию других. Все многоквартирные дома – сравнительно новые, компактно расположенные, что позволяет очень эффективно распоряжаться прилегающей территорией. Более того, директор регионального центра по сертификации и развитию жилищно-коммунальных услуг Юлия Овчинникова, опираясь на действующее законодательство, предложила главе Заволжского района Андрею Мамонтову передать в управление КОСа и муниципальную собственность в этом микрорайоне.
В итоге образуется новый «суперЖЭК» (по образному выражению депутата областной Думы Юрия Ласточкина) с уникальной формой общественного контроля. Сейчас очень актуально создание новых технопарков – производственных площадок, максимально устроенных для производительного современного труда. А тут речь о «технопарке ЖКХ»! Пожалуй, такой опыт и по региону можно внедрять. Впрочем, здесь придётся отбрасывать местечковые интересы отдельных муниципальных князьков.
Подумать только, отобрать у администрации рычаги влияния на такой лакомый кусок! Кусок, на который согласно 185-му федеральному закону, как крем на тесто, могут пойти многомиллионные субсидии на капитальный ремонт.
Любопытная деталь: в отличие от остальных бывших ДЕЗов других районов Ярославля, выставленных на продажу, заволжская управляющая организация в торгах не заявлялась. Она готова осваивать миллионы со всем пылом, не обращая внимания на такую мелочь, как залитые фекалиями подвалы жилых домов.