– Виктор Дмитриевич, может, вопрос покажется вам несколько банальным, но все-таки: почему вы, выбирая свою будущую профессию, в итоге решили посвятить себя железнодорожному транспорту?
– Конечно, хотелось бы сказать, что я с детства мечтал посвятить себя этой суровой мужской профессии, но факт остается фактом: получилось все совершенно случайно. В городке Малоархангельске Орловской области, где я родился и вырос, железная дорога проходила в двадцати километрах от населенного пункта. К тому же в железнодорожный институт поступал мой однокласс-ник, хороший приятель. Я поехал с ним за компанию, и мы очень легко поступили. Вот так и стал железнодорожником. И если первое время были некоторые сомнения в правильности сделанного выбора, то уже ко второму курсу института они полностью рассеялись.
– Вы 28 лет прожили в Ярославле. Почему выбор пал именно на этот город?
– Тогда все было очень просто. Куда тебя распределят после института, туда и поедешь. Так я попал в Ярославль – на Северную железную дорогу. Хотя в принципе потом у меня была возможность променять этот город на Архангельск или Воркуту. Но так сложилось, что пришлось остаться именно здесь, и об этом я совершенно не жалею. Пожалуй, единственной причиной, вынудившей меня покинуть этот прекрасный город на достаточно длительный срок, была служба в армии.
– Известно, что руководители такого высокого ранга чрезвычайно загружены. Если не секрет, что собой представляет рабочий день заместителя начальника Северной железной дороги?
– Рабочий день... Точнее будет сказать, рабочие сутки. По правде говоря, мы – заместители начальника дороги – себе не принадлежим. Например, мой рабочий день начинается в семь часов утра – и до восьми вечера. Причем, если требуется срочное решение какого-либо вопроса, могут вызвать и ночью.
– Наверное, после таких напряженных будней субботу и воскресенье вы полностью посвящаете отдыху?
– Субботу и воскресенье? Да, действительно, в эти дни времени для отдыха у нас существенно больше – работаем не до восьми вечера, как обычно, а до трех, максимум четырех часов дня (смеется). Таким образом, выходных как таковых в настоящее время у нас нет. А если честно, то отдыхать сейчас особо и некогда. Северная дорога только-только начала выходить из кризиса. Для этого уже проделан огромный объем работ, но впереди предстоит еще больше. И я уверен, в 2006 году дорога превратится в современную магистраль, которая свободно будет пропускать все предъявляемые потоки и займет достойное место среди железных дорог России.
– Но ведь невозможно только работать и работать! Хотя бы иногда отдыхать вам все-таки приходится?
– Да, конечно, бывают свободные минуты. Заполнить их стараюсь чтением хорошей исторической литературы. Например, сейчас перечитываю книгу Мельникова-Печерского «В лесах». В ней очень подробно и интересно описывается древнее Верхневолжье, образ жизни людей, живших здесь много лет назад. Вы, может, будете смеяться, но книга мне нравится еще потому, что автор очень подробно и красочно описывает различные яства, которые готовили в те далекие времена. А поскольку я очень люблю поесть, все это кажется мне вдвойне интересным (смеется).
Кроме того, я являюсь ярым поклонником хоккейного клуба «Локомотив». Если тому не препятствуют командировки, стараюсь посещать все игры. Надеюсь, что в этом году команда сумеет вернуть упущенное звание чемпиона России. Также люблю прокатиться «с ветерком» за рулем своей машины. Наверное, в моем лице страна потеряла хорошего автогонщика.
А вообще полноценно отдохнуть получается только во время хорошего отпуска. Жаль, что бывает он слишком редко.
– А что, в вашем представлении, входит в понятие «хороший отпуск»?
– Мы с женой очень любим путешествовать, поэтому свободное время посвящаем туризму. Любим теплые страны, море. Мне нравится теплый климат, хороший пляж – причем не галечный, а песчаный; обязательно хороший отель. Только тогда и отдыхаешь. А вообще, как, наверное, многие, во время отпуска люблю поспать.
– Виктор Дмитриевич, в вашей жизни были наставники, люди, по-влиявшие на ваше становление как руководителя?
– Да, безусловно. Не могу не вспомнить заместителя начальника финансовой службы Северной железной дороги Александра Алексеевича Башлачева, который взял меня на работу. Он очень здорово помог мне в становлении, когда я был рядовым работником, главным бухгалтером, а затем и начальником финансового отдела в отделении дороги. Конечно же, это бывший начальник дороги Виталий Митрофанович Предыбайлов. Легендарный человек. Это он смог рассмотреть меня в отделении дороги и в 1993 году пригласил в управление на должность начальника экономической службы. Ну и, естественно, Василий Александрович Билоха. Он достаточно новый человек, с новыми взглядами. Но посчитал нужным, чтобы я остался в должности его заместителя.
– У вас есть какой-то девиз, которого вы стараетесь неукоснительно придерживаться?
– Какого-то конкретного девиза, наверное, нет. Но всегда помню простые и в то же время мудрые слова: каждый человек должен оставаться самим собой вне зависимости от того, какую должность он занимает. Это, на мой взгляд, самое главное.
//Подготовил Михаил ДИМОРОВ.