А там – как их Бог даст…...
Охранники моста вспоминают сейчас этот случай как анекдот. Но тогда было не до шуток. Людей пускать на объект не положено. Все-таки переправа стратегическая, не для пешеходных переходов, тем более иностранных граждан.
В официальных документах железнодорожный мост через Волгу в черте Ярославля обозначен так: «Мост на 290-м километре СЖД». Длина – 1000 метров. В сутки по нему в обоих направлениях проходит около сотни поездов. Железнодорожная переправа неустанно трудится почти 100 лет. Мост был заложен в 1911 году. Главбухом на строительстве был отец знаменитой актрисы Любови Орловой.
Мост был построен за три года и ни разу с тех пор не ремонтировался капитально. На двутаврах и швеллерах, на металлических сплетениях ферм сохранились пробоины от патронов крупнокалиберных пулеметов, осколков. Здесь есть отметины как известных событий 1918 года, так и бомбежек второй мировой. Для того чтобы сбить немцев с толку, наши саперы возвели неподалеку от настоящего ложный мост. Как свидетельствуют бойцы противовоздушной обороны, вражеские летчики терялись при виде сверху двух одинаковых сооружений.
До 1967 года, пока в Ярославле не было автомобильного моста через Волгу, железнодорожный служил переправой и для пешеходов. Проход по мосту разрешали в определенные часы утром и вечером. В то время мост охраняли свыше 160 человек. Тогда невозможно было себе даже представить, чтобы информация о железнодорожном мосте – этом «особо важном объекте», появилась на страницах СМИ. Не говоря уже о фотографиях, сделанных пусть даже с большого расстояния. Теперь почти все сведения открыты. Тем не менее ярославский железнодорожный мост остается режимным объектом.
Сейчас охранников гораздо меньше. На первый взгляд, на мосту тишь да гладь – лишь одинокие фигурки часовых маячат с обеих сторон. Но впечатление незащищенности объекта обманчивое. Это становится ясным после беседы с начальником стрелковой команды по охране моста Евгением Князевым, который до того, как занять эту должность, 28 лет отслужил на Северном флоте, командовал атомной подводной лодкой. Волей судеб прибило моряка Князева к речному берегу…...
– И сам мост, и прилегающая к нему территория, включая оба берега и акваторию, просматриваются с помощью телеустановок, – говорит Евгений Васильевич. – У нас имеется охранная сигнализация, радиосвязь. В распоряжении стражей моста приборы ночного видения, другая современная техника... Охрана, разумеется, вооружена.
– Часто ли, – спрашиваю у Князева, – применяете оружие?
– В среднем 1 – 2 раза в год приходится и пострелять. Однако ведение «боевых действий» – не главная наша задача. Мы здесь для того, чтобы задерживать посторонних, пытающихся проникнуть в запретную зону.
Таких, оказывается, немало. То вдруг туристы из Эстонии вздумали «засветиться» для истории на фоне моста, то подвыпившие «товарищи по партии» после очередной «маевки» с неизменными возлияниями в Полушкиной роще стройными рядами грудью пошли на часового.
Настоящаяголовная боль для часовых наступает во время праздников, особенно когда отмечается День города. Приходится усиливать караул и… держать в кулаке нервную систему. Что уж греха таить: подразнить, потрепать нервы вооруженным часовым для иных, что называется, в кайф.
– Кстати, – продолжает начальник стрелковой команды, – опыт показывает, что даже самые совершенные технические средства, до зубов вооруженные и обученные стрелки не заменят в иных ситуациях хорошо подготовленной, дрессированной собаки. На овчарку даже самые неуправляемые, в том числе «пьяные до изумления» нарушители реагируют мгновенно и на удивление адекватно. Вот почему с минувшей осени на довольствие в команду по охране моста поставлены две молодые овчарки – Норд и Веста.
Всякое случается на железнодорожном мосту. Вернее, команда все делает для того как раз, чтобы не случалось...… В прошлом году был получен приказ особой государственной важности – обеспечить безопасность прохождения эшелона, в котором находился глава КНДР. Был проведен специальный инструктаж. К моменту прохождения спецсостава усилили караул, который обязан был тесно взаимодействовать с сотрудниками МВД, ФСБ...
Если верить тем, кто охраняет железнодорожный мост в Ярославле, то у них каждая заклепка в стальных конструкциях, каждый костыль, крепящий рельс, под «прицелом». Это, между прочим, следует иметь в виду тем, кого, как магнитом, тянет к таким экзотическим сооружениям, как мост.
Фото