Эта в высшей степени оригинальная экспозиция объединяет два отдельных проекта: выставку скульптуры французской художницы Оссаб (Ossab) «От тени к свету» и достаточно необычный для европейского глаза и восприятия некий мультижанровый «пазл» из живописных полотен, иероглифов и философских текстов от Идриса Лаора.
Оссаб (это творческий псевдоним художницы) работает в традиционной японской технике обжига керамики «раку», известной с XVI века. «Дух «раку» прославляет красоту несовершенства и незавершенности, также как и встречу Востока и Запада», – поясняет скульптор, – «раку» – это постоянное мастерство и постоянный поиск». Оссаб также работает и в бронзе, но отдает предпочтение глине, считая, что «глина – требовательная подруга, а огонь – адский союзник. Она приглашает меня, искушает и зовет. Глина требует, чтобы ее добивались, и отказывается от плохого обращения, в противном случае она бунтует, ломается и иногда взрывается». Печи для обжига столь капризной «подруги» художница делала сама, полагая, что контакты с «материей малопомалу раскрывают меня мне самой», а разве возможен при подобной исповедальности творчества ктото посторонний?
– Когда работаешь с глиной, материал пропитывается личностью художника, и зритель на подсознательном уровне чувствует твои эмоции, – говорит Оссаб. – Были случаи, когда зрители на моих выставках были растроганы до слез, и я понимала, что это их личное восприятие моих работ входит в резонанс с моими эмоциями во время их рождения.
Художница исследует женские образы, женские архетипы, грани собственной женственности. Ей неинтересна конкретная модель, и поэтому она никогда не рисует знакомых и не работает с натурщицами. Главное для Оссаб – придать материи форму и жизнь, вызвать чувство и породить мысль. Признак завершенности работы для скульптора – гармония вызванного ею к жизни творения.
– Моя задача – пересечь грани реальности и предложить, таким образом, другим людям окно, откуда воображаемое может выпорхнуть.
Именно поэтому Оссаб дает своим скульптурам имена, исполненные глубокого смысла для нее самой и абсолютно ничего не говорящие непосвященному человеку, предоставляя тем самым зрителю возможность соучастия и сотворчества. Скульптуры Оссаб поразительно чувственны и самодостаточны: к ним сложно относиться просто как к произведениям искусства, ибо они претендуют (и не без основания) на нечто большее.
Творчество живописца, поэта и автора десятков книг Идриса Лаора, работающего в традициях даосских учений, удивительно гармонично дополняет скульптурные шедевры Оссаб. Хотя, возможно, непосвященному в тонкости искусства каллиграфии европейскому глазу будет достаточно трудно оценить всю изысканность росчерка кисти Идриса Лаора, но принять и осмыслить сказанное им – в состоянии каждый.
Вот, например, иероглиф, означающий понятие «ценность». Далее Идрис Лаор пишет: «...твое сердце там, где находится твое сокровище. Обычный человек придает наибольшую ценность деньгам, известности и власти. Вот где его сердце и то, к чему он привязан. Человек Пути знает только одну ценность – Дао...» Или другие размышления, к которым пришел автор, работая над созданием иероглифа «честность»: «Человек Пути обладает Дао. Он никогда не привязан к тому, что ему не принадлежит, не завидует красивым вещам других и не требует с их стороны ни внимания, ни любви, ни благодарности. Он никогда не повторяет чужих мыслей, пропустив их через свое собственное сознание. Он знает, что небо и земля не принадлежат никому в частности, они даны для всех. В его сердце честность превращается в милосердие, так как человек Пути богат в изобилии».
Издатель книги Идриса Лаора «Путь Дао» (представленные в экспозиции произведения художника являются иллюстрациями к этой книге) считает, что живописные работы художника обладают неким психотерапевтическим эффектом, склоняя зрителей к изменению обычного способа мышления и открытию себя более тонкой форме знания. Про столь глубокий эффект ничего не могу сказать – не прочувствовала, но нечто притягательное в этих артобъектах, состоящих из философских виршей, иероглифов и хаотичных цветовых пятен, всетаки положительно есть.
Самое, пожалуй, необычное в данной выставке – это то, что самим фактом ее существования на ярославской земле мы обязаны… председателю совета Ассоциации современного танца и перформанса Надежде Прошутинской. Она даже всерьез подумывает о расширении границ устава Ассоциации, намереваясь внести в документ пункт об организации и проведении выставок современного искусства.
– Мы познакомились с Оссаб во время одного из фестивалей движения – она, сама будучи не чужда современному искусству движения, предоставила свою мастерскую в качестве одной из площадок для фестивальных событий. Увидев же ее работы, я поняла, что если архитектура считается застывшей музыкой, то скульптуры Оссаб – это застывший танец, то есть некая нетрадиционная ветвь в нашем искусстве движения. Понимаете, почему я уже не смогла отказаться от этой скульптуры?
Надежда настолько влюбилась в эти скульптуры, что «пробив» организационные моменты в Ярославле, она лично (!) вызвалась доставить произведения искусства через границу, где оказалась абсолютно непонятой в своих художественных пристрастиях простым представителем таможенной службы.
– Являюсь я на таможню с тринадцатью коробками и на вопрос, что там, честно отвечаю: скульптура. Коробки просвечивают одну за другой, у таможенника глаза становятся все больше и больше, и он повторяет вопрос: «Что там?» Что я могла ему ответить? Скульптура, говорю. «Открывайте коробки», – командует. Открыли. «Это – скульптура?! – недоумевает он, – идите отсюда и не мешайте работать!».
Надеюсь, что ярославские зрители окажутся более подготовленными к встрече с современным искусством Франции, нежели вышеупомянутый таможенник, тем более что на этой выставке действительно есть чем восхититься.