На снимках 1 и 2 – работы московского художника Ильи Вьюева. Свои эскизы памятника представила художница из Москвы Маргарита Требоганова (снимок . В творческой мастерской известного московского скульптора Александра Рукавишникова изготовлена скульптура царевича по эскизу угличского священника и художника о. Рафаила (Сергея Симакова) (снимок 4).
Каждый конкурсант искал свой «ключик» к заданию. Илья Вьюев представил два варианта. В обоих видно стремление сделать образ царевича не обобщенноабстрактным, а живым, добиться максимального портретного сходства. Задача вроде бы невыполнимая, прижизненных изображений царевича мы не знаем.
Но поиски в музеях, разговоры с историками оказались не напрасными. Как рассказал Илья Вьюев корреспонденту «Угличской газеты», один вариант скульптурного портрета сделан на основе рельефа с крышки серебряной раки, в которой находились останки царевича. Другой вариант – результат изучения старинной иконы святого царевича Димитрия из Архангельского собора Московского Кремля. Портреты получились разными, но похожими, как братья, по выражению скульптора.
Сам Вьюев отдает предпочтение первому, хотя наверняка будут и другие мнения. Ведь ни в распоряжении скульптора, ни в распоряжении антропологов черепа Димитрия тоже нет. Маленького царевича не оставили в покое и после смерти. Когда французы в 1812 году вошли в Москву, они устроили в кремлевских соборах конюшни. Чеканная, сделанная из серебра и позолоченная рака, украшенная драгоценными камнями, не могла не привлечь внимание иноземных грабителей, – рассказывает Вьюев. – Раку (а это 16 пудов серебра) они утащили, а крышка по какойто случайности или по Божиему промыслу уцелела. Что стало с останками царевича – неизвестно. Те сведения, будто некий священник укрыл их, к сожалению, легенда.
Авторы представленных проектов надеются, что услышат мнение о своих работах не только конкурсной комиссии, но и угличан, ярославцев, всех, кому дорога наша история.