Колюку показывает нам Сергей Клевенский, гость Ярославля, главный духовикзатейник содружества московских музыкантов «Этносфера», чьи концерты идут на ура на музыкальном фестивале главной Масленицы России.
Если комуто из читателей имя Клевенского покажется знакомым, то пусть голову не ломает. Скорее всего, знакомо оно по титрам телесериалов. Последний из них – «Волкодав». Там фольклорные куски музыки Рыбникова озвучивает именно он – Клевенский.
Но это так, между прочим. Занятие у нас с ним за кулисами филармонии куда более интересное, чем разговоры о телесериалах. Заодно с колюкой рассматриваем содержимое его дорожной торбы с инструментами. Их диковинные голоса – вживую, да еще и в немыслимых сочетаниях с роялем, синтезатором, ударными и во многих вариантах друг с другом – ярославцы уж точно не слышали никогда.
Тут курские кугиклы – женская камышовая дудочка со сквозящим ветровым звуком, китайская флейта под названием ху лу сё, способная издавать таинственные космические гулы. Звонкоголосые гусли «Этносфера» подружила с угрофинской волынкой, какую у нас теперь услышать можно разве что в Карелии. Зычный владимирский коровий рожок, что с успехом заменял на Руси грозный пастуший хлыст, теперь другтоварищ скрипучей колесной лире – играли на таких современники скоморохов – бродячие певцылирники.
– Дело не в том, что за инструмент у тебя в руках, важно, какую музыку на нем ты играешь, – весьма афористично подытожил показ владелец саквояжа с инструментами.
Мысль углубил Андрей Котов, сподвижник Клевенского по «Этносфере». Как человек, имеющий на то полное право, на наш вопрос, где «Этносфера» добывает репертуар, старый лирник слегка развернул: дескать, собирателей мало, людей, знающих, что с этим собранным делать, еще меньше.
Самто знает и так об этом говорит:
– Что, интересуетесь, с фольклором делать? Петь, своим дыханием согревать.
Еще с одним из таких знающих – Старостиным – мы познакомились поближе. Как и Котов, однокашник Клевенского по классу кларнета в Московской консерватории Сергей Старостин фольклором занимается профессионально. Со студенческих лет в экспедициях исколесил всю срединную Россию. Бывал и в наших краях – записывал песни и частушки у бабулек по деревням под Борисоглебским.
После армии вернулся в консерваторию, стал сотрудником кабинета народной песни. Корпел над нотами, пока не понял, что, к примеру, ту же частушку сохранить можно только одним способом – как говорят в народе, взять ее под язык.
Короткую попевку Старостин назвал «самой выживаемой» в фольклоре – потому что там в текстах всегда самая последняя злоба дня и переданная в паре строк целая жизненная история, часто душераздирающая. Пропел для примера: «Дострадалася девчонка, что не сходится юбчонка». Частушка – сольный жанр, она не требует спевок, инструмента наготове – его всегда можно заменить игрой на обыкновенной расческе, а то и без нее, вольным творчеством на губах.
Старостин с Котовым в «страданиях под язык», а затем в разных составах с Клевенским, певицами Ольгой и Таисией Краснопевцевыми, руководителем «Этносферы» Сергеем Филатовым (коему ничего не стоит играть сразу на рояле и синтезаторе) в «Композиции на русские темы» и в «Тимоне» не на шутку завели зал.
В дело шло все – джазовые синкопы у инструменталистов и киксы у певцов, ладушки и трещотки. У бесподобного гитариста Виталия Кися шикарное гранадское тремоло превращалось вдруг в разудалый русский наигрыш. Воспитанник Гнесинской академии по классу балалайки Алексей Архиповский, тоже виртуоз от Бога, свое серебряное звуковое кружево шутя сплетал, кажется, из всего, что попадало под руку: из «Барыни» и лезгинки, из «Эй, ухнем!» и боя Кремлевских курантов.
От чего лечат «страдания под язык», после концерта и так было ясно, но мы поинтересовались мнением Сергея Старостина. Он так ответствовал:
– Вопервых, от скуки, что уже само по себе неплохо. Тех же, кто забыл, откуда он родом, частушка лечит от беспамятства.
Про то, что за чудаки объединились в проекте «Этносфера», Старостин растолковал:
– Когдато Дмитрий Викторович Покровский мудро сказал, что «фольклор всегда в будущем». Мы – союз музыкантов, объединенный вокруг этой идеи, принимающих творческое «я» и уважающих друг друга.
Руководитель проекта Сергей Филатов добавил еще пару слов:
– Мы подвижники.
Первые слушатели концертов москвичей на ярославской широкой Масленице – публика в возрасте вокруг тридцати – провожали гостей, не щадя ладошей. Да и автор этих заметок уходил из зала, чувствуя, что горячо гдето под грудным карманом – значит, задета сердечная мышца. После концерта в гримерную к Старостину пришли два вежливых молодых человека. Представились: братья Мамаевы. Старший – выпускник психологического факультета госуниверситета, менеджер, младший изучает информатику в педвузе. Протянули Сергею один из его компактдисков, попросили автограф:
– Мы вас знаем и любим.
Все путем, граждане, если фольклор у нас всегда в будущем, а за автографами ходят сегодня не только к звездам театра и кино, но и к подвижникам.