– Из афиши в афишу, Мурад Атаевич, кочует незнакомое широким массам празднующих Масленицу слово «этносфера». Объясним, с чем его едят? В нем целых два иностранных корня.
– Правда, они не из тех, что непонятны без перевода. Любому троечнику в школе известно, что «этнос» означает народ, а «сфера» – шар, ну или среда, обстановка. Смысл проекта москвичей в конечном счете простой: напомнить слушателям об их корнях. И это вполне созвучно Масленице, празднику очень старому и не совсем еще забытому. Но ежедневные, включая дни открытия и закрытия, концерты музыкантов «Этносферы» – наш важный козырь, но все же только часть программы. Так что предлагаю начать с начала.
– В прошлом году на масленой неделе ведь не было музыкального фестиваля?
– Я всем сердцем поддержал замысел такого фестиваля. А то както странно получается – какойнибудь «хэллоуин» знаем, празднуем, часто с настоящей музыкой, а на Масленицу у нас громче всех худые кастрюли и старые тазы бренчат.
– Говорят, шумом наши предки нечистую силу отгоняли, зиму поскорее выпроваживали.
– Слышал. Благое дело. Но я о другом – о том, что настоящая музыка может, должна и обязательно будет звучать на главной Масленице России. Хотя тут не все так просто, я имею в виду участие серьезного оркестра.
– Были проблемы? Какие же?
– Русские композиторыклассики при всем их величии, прямо скажем, както поскупились на музыку к православным праздникам. Такие сочинения по пальцам можно пересчитать. Слава богу, что каждое из них поднимает слушателя к высотам духа, что, убежден, никак не противоречит богоугодным масленичным обрядам, особенно Прощеному воскресенью перед Великим постом. Одно из таких сочинений написал Чайковский – просто упоительную, исполненную романтического наива, со многими гармоническими тонкостями сюиту к сказке Островского «Снегурочка». Исполнять, как и слушать, такую музыку – великое удовольствие. То же самое могу сказать и о другом классическом шедевре, напоминающем нам о вечности, – поэме Рахманинова «Колокола». «Снегурочка» прозвучит в концерте открытия музыкального фестиваля во вторник, «Колокола» – в самый разгар широкой Масленицы, 15 февраля. На другой день с программой русской, в том числе и духовной, музыки выступит хоровая капелла «Ярославия».
– Неловко в том признаваться, но по нынешним временам, маэстро, трудно себе представить фестиваль без звездных имен исполнителей.
– В самом понятии «звездность» для меня, пожалуй, перебор всяческих «вредных примесей», рекламных преувеличений. Привык делить музыкантов на людей талантливых, независимых в творчестве и – остальных. Пригласил из Москвы двух классных певцов, становление их таланта связано с Верхней Волгой – Нину Шацкую и Владияра, некогда солиста Ярославской филармонии Владимира Яровицына. Они выйдут на сцену в следующий четверг во втором отделении концерта после исполнения «Колоколов». В их сольном репертуаре – русская музыка. Шацкая впервые исполнит несколько романсов в новых аранжировках композитора Александра Розенблата, хорошо знакомого ярославским ценителям современной музыки.
– Можно чуть подробнее о проекте «Этносфера»?
– Сужу о нем пока что по впечатлениям от прослушивания записей. Признаюсь, пришел в полный восторг. Объединились несколько ансамблей и солистов, ярких личностей. Все единомышленники в том, что одинаково чутко ощущают почву под ногами – русский фольклорный мелос. Хорошая терапия для иных горожан, забывших старинные колыбельные, не умеющих спеть частушку.
– Ктото из инициаторов проекта «Этносфера» недавно по каналу «Культура» про частушку пошутил: дескать, коекому из забывших, кто они и откуда родом, частушка «под язык» полезней валидола.
– Остроумно. Да и я о том же. По записям судя, Сергей Филатов, Сергей Старостин, Андрей Котов, Анатолий Кись, выдающийся духовик Аркадий Шилклопер – музыканты с ироническим отношением к рутине, остро мыслящие, причем каждый на свой лад. Выдался редкостный шанс поиграть с ними.
– Ярославль в этой компании кто будет представлять по случаю Масленицы?
– Столь же самобытный ансамбль под руководством Марии Чирковой «Рось». Их стиль я назвал бы «старорусским кантри».
– Какая будет у масленичного праздника концовка?
– В заключительном галаконцерте на Прощеное воскресенье – пройдет он в Волковском театре – наш оркестр отважится соединить силы с исполнителями «Этносферы». Такого опыта в мире нет. Москвичи прислали свою партитуру с аранжировками для симфонического оркестра пера пианиста и ударника Андрея Дойникова. Сейчас ее изучаю. Гости будут солировать с ЯАГСО, а в финале во славу Масленицы мы сыграем все вместе.