Алексей Олейников был одним из первых авторов необычного выставочного пространства, так называемой галереи «Фотолестница». Собственно емуто и принадлежала некогда идея продуктивно использовать стены двух лестничных пролетов между первым и вторым этажами в центре: он прикинул, чтото обмозговал и выдал дирекции центра готовый проект. Так родилась галерея «Фотолестница».
За восемь лет существования на ней экспонировали свои произведения более 50 авторов из Москвы, СанктПетербурга, Ярославля, Переславля, Рыбинска и других городов России. Однако вполне символично, что впервые продемонстрировала свои неожиданно открывшиеся экспозиционные возможности галерея проектом человека, ее создавшего – Алексей представил здесь цикл работ «Лестницы».
В кадре, ясное дело, оказались труженицылестницы. Алексей находил их повсюду, и они – потрескавшиеся деревянные, вычурно кованные, помпезные и скромные, незаметные, но незаменимые «служащие» строительного объекта – выведенные на первый план, заиграли совсем иными красками, заговорили совсем иными голосами, стали не фоном, а центром внимания.
Это столь ценное для художника качество – внимание к детали – было профессиональным «коньком» Алексея...
Главный персонаж фотопроекта Олейникова «Присутствие» – тень. На каждом из одиннадцати снимков именно тень – тень случайного прохожего, тень самого автора, тень его музы – оказывается в центре внимания фотохудожника и формирует пространство кадра. Сквозь теневой контур человека мы всматриваемся в примелькавшиеся и, честно говоря, нефотогеничные фрагменты цивилизации – будь то обрывок рекламной листовки, или треснувшая водосточная труба, или написанное масляной краской на облупившейся стене название улицы... И здесь художник, всегда вытаскивающий на первый план одну единственную деталь, не изменил себе. Мне трудно судить о том, насколько трудоемки с технической точки зрения эти снимки – я не специалист в фотоделе, но с точки зрения стиля работы Олейникова безупречны. Хотя, безусловно, в данном случае человеческие эмоции довлеют и над идеей каждого кадра, и над концепцией всего проекта, и над техническими подробностями снимков: присутствие на бумаге тени художника, ушедшего от нас в реальной жизни...
Алексей был очень деятельным человеком, состояние «безделия», казалось, ему незнакомо вовсе. За неполных шесть лет активного творчества, отпущенных ему судьбой (первая выставка Алексея Олейникова датирована 1999 годом), в его досье оказался перечень из трех с лишним десятков названий выставок, фестивалей и проектов, в которых художник принял участие. Он точно торопился умножить количество добра в этом несовершенном мире. И ему это удалось. Он и сейчас незримо присутствует в художественном артпространстве города.