Пьеса поставлена и не старомодно, и не суперсовременно. Найдена гармония, найдено взаимопонимание между автором века XIX и режиссером века XXI. Потому при просмотре не возникает ни малейшего ощущения неестественности или фальши.
Начало: на сцене появляется Гоголь собственной персоной. Молча проходит вдоль рампы, внимательно оглядывает зал… Ну, а дальше!.. Действие обрушивается сразу, лавинообразно. Кипучий город, рыночная площадь с лавками и трактирами, – торговля, сплетни, тарыбары… Вообще, суета – это один из основных персонажей пьесы. Она передана изумительно. И темп задан хороший, он еще подогревается музыкой – разухабистой и частенько издевательской. Впрочем, разной. Например, «тема Хлестакова» – почти «Умирающий лебедь»: там, где он изображает натуру тонкую, ранимую, неправедно гонимую злым трактирщиком... Пародия, конечно… Звуковой и музыкальный ряд выстроен тщательно и удачно. Неоднократно в течение спектакля раздается реальный гром среди ясного неба: К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!.. Мене, текел, фарес... Панически крестятся бедные чиновники. Ох, не раз еще им придется креститься, помужицки, порусски...
Буквально через пятьдесять минут просмотра к зрителю возвращается понимание того, что «Ревизор» – действительно, КОМЕДИЯ, что это прежде всего очень смешно. Нет надобности пересказывать спектакль, я выделю некоторые, на мой взгляд, самые яркие места.
Как убедителен почтмейстер (кстати, загримированный под Пушкина, отчего в хлестаковском хвастовстве «с Пушкиным на дружеской ноге» усиливается комический эффект): ведь и правда, до чего же увлекательно чтение чужих писем!.. «Верю!».
Две истерички, мать и дочь, Анна Андреевна и Марья Антоновна, по умственному развитию – вполне ровесницы, стиль общения – совершенно базарный...
Бобчинский и Добчинский, похожие на двух пронырливых, злобных собачонок, облаивающие всех, да хвостыто поджимающие… «Ай моська! знать, она сильна...».
Земляника в женском костюме, под вуалью – для конспирации: правдолюбец, но как бы чего не вышло!.. – вдохновенно доносящий на прочих... (Нельзя не отметить, как хорош в этой роли Юрий Сорокин).
Чиновники, закатившие убойный обед для Хлестакова, стоя в ряд, синхронно качаются – частью от опьянения, частью из угодливости...
Разумеется, главный герой Хлестаков (Сергей Шарагин) – инфантильный до невозможности, хитрый, испорченный, избалованный мальчишка с комплексом неполноценности и голосом, постоянно срывающимся на фальцет. Бешеное тщеславие – движущая сила всего его поведения. А голубая мечта проста – вот: «Преданность и уважение, уважение и преданность!»…
Вместе с растущим к кульминации напряжением веселье както сходит на нет, вернее, оно видоизменяется. Количество смеха переходит в качество слез! И уж совсем печальна сцена с обманутой Марьей Антоновной, гордо, но чересчур поспешно надевшей подвенечное платье...
Знаменитая немая сцена – вот вам целый музей восковых персон мадам Тюссо. Среди застывших фигур снова проходит Гоголь…
Задача настоящего режиссера – добиться от актера всего, на что тот способен, по максимуму раскрыть каждого. Да, «Ревизор» – авторский спектакль, как бывает авторское кино. Но именно режиссер сделал в этом спектакле актерский ансамбль. И спектакль получился ярким, эффектным, профессиональным.
А что же зрители?.. На премьере было много молодежи. Ребята смотрели, очевидно, сперва потому, что их сюда привели преподаватели. Потом – потому, что сами завелись и заинтересовались. Как они реагировали, как громко шептались, как аплодировали в конце!.. Зал (не только молодежь) встал и долго не отпускал актеров, не жалея ладоней, благодаря изо всех сил.
Чуть ли не единственный «новаторский» штрих – это песня Игоря Талькова «Россия», звучащая в заключении постановки. Спорный, пожалуй, штрих. Россия: образ в развитии... А песня, которая лично мне чужда «газетным» текстом, не лжет в интонациях, в музыке, в исполнении. И она, как ни странно, всетаки «ложится» на финал спектакля.
Да, все это – Россия...