– Не могу в стенах этого музея не отметить, что я очень доволен. Вопервых, наша выставка здесь экспонируется весьма профессионально. С директором и сотрудниками я нашел общий язык уже через две минуты общения. И, что очень важно, местная власть много нам помогает. Надеюсь, что дни Польши станут здесь традиционными. Наконец, я рад, что такой раритетный фильм, как «Нож в воде» – его показывают всего четвертый раз в России, – смогли посмотреть в Ярославле. Конечно, мое счастье было бы полным, если бы народ, даже не зная, что вход бесплатный, пошел в кинотеатр...
Правда, всего за час до этого, когда мы встретили его у музея, гость города буквально кипел. Мы угадали его в мужчине, который парковал авто на набережной, у ворот музея истории Ярославля. Вычислили благодаря гордой шляхетской статности, благородным чертам лица и какойто особой изысканности в одежде. Не в обиду будет сказано, в Ярославле таких элегантных мужчин – раздва и обчелся.
Едва мы представились, нам пришлось выслушать гневную тираду. Пана Граля возмутило то, к чему мы привыкаем с младых ногтей, – равнодушие и безответственность. Он оплатил показ фильмов четырех гениальных польских режиссеров в кинотеатре «Родина». Полторы недели (!) там никто не мог дать ответ, какие носители будут использованы для демонстрации фильмов. Не было информации, что показ бесплатный! Мало того, пан Граля перед первым сеансом подошел к кассе и спросил, есть ли билеты на польский фильм. Ему ответили: кажется, есть...
Лично мне запомнилась его лекция – о польском взгляде на Смутное время в истории России. Аудитория собралась разношерстная. Пенсионеры, студенты, сотрудники других музеев... Зал был полон. Лектору вручили историческую книгу о Ярославле, где он пообещал сделать ехидные ляхские замечания. А музей получил одну из книг редактируемого нашим гостем девятитомника об истории России. Хероним Граля – византинист, автор исследований об истории Смуты в России. В подаренном им томе, кстати, не раз упоминается Ярославль.
Уже в начале лекции он делает «ехидное ляхское замечание»: военная история такова, что ни в польских, ни в российских учебниках не увидишь следов поражений, если же проигранные битвы появляются – это итог чьейто измены.
Основные тезисы доклада: вопервых и на польский взгляд, поход Дмитрия Самозванца – авантюра. Вовторых, Василий Шуйский своими переговорами со шведами – заклятыми врагами польского короля – дал последнему повод для интервенции. К тому же Сигизмунд III хотел посадить на московский престол королевича Владислава, потомка Рюриковичей, то есть более законного претендента, чем Борис Годунов – «татарин, зять Малюты», это по Пушкину. В-третьих, в западнорусских волостях, по сообщениям старост приграничных польских территорий, ждали польского короля. Вчетвертых, это не был поход католиков против православных: среди поляков, стоявших с королевичем Владиславом под стенами Кремля, было много сторонников ортодоксальной религии... В их числе Граля упомянул, увы, и русского воеводу Михаила Шеина – героя 20месячной обороны Смоленска...
Аудитория рукоплескала. Но особой дискуссии не получилось. Видно, на равных с доктором истории разговаривать сложновато.
Но если разрешить себе поворчать, то можно заметить: в докладе нечетко выражены тема и идея. Что хотел сказать историк, к чему собраны эти факты – разрозненные во времени, вырванные из контекста Смуты? Да, вначале крестьяне встретили поляков как освободителей от крепостной зависимости. Свободы – после жуткого царствия Ивана Грозного – вначале ждали и знать, и боярские дети. Но потомто было народное войско Минина и Пожарского! Черту можно подвести отрывком из челобитной от 27 декабря 1608 года гетману Сапеге от жителей ЮрьеваПольского: «А мы, государь, от ратных людей и от польских казаков пограблены и церкви Божии разорены, образы ободраны и переколоты и животинишко всякое, лошади и рогатую животину повыгнали, хлебешко все перемолотили и повывезли... А от панов нам прожить не мочно, разве разбрестись, покиня женишка свои и детишка и домишка...»
На вопрос, в чем же цель лекции, сам Граля ответил так:
– Мы должны больше знать о нашем прошлом. Посмотреть на историю Смуты не в чернобелом, каноническом, отражении. История сложнее. Оттенки есть даже у черного. Нельзя пользоваться устоявшимися клише. Особенно если они столетней свежести и созданы с политической целью. То, что определенные пласты польской и русской истории не учитываются, – это несчастье для общества и несправедливость.
Что ж, Граля много работал над фактами, в том числе и в ярославских архивах. Хвалит коллекцию польских городских и земских книг. У нас находится самая древняя из люблинских городских книг. В российских архивах они оказались во время Первой мировой войны, когда шла эвакуация учреждений и ведомств Российской империи с западных окраин. Наш польский гость не один раз бывал в Ярославле, в том числе и у своих друзей – историков.
А еще есть одна красивая семейная история, ставшая причиной особого отношения пана Граля к Ярославлю. Во время Первой мировой войны тут повенчались его дед и бабка. Прадед руководил здесь военным госпиталем, семья была с ним, в Ярославле. Тогдато дочка и познакомилась с чиновником польского происхождения, работавшим на железной дороге. Это и были его дед да бабка.