Татьяна Аркадьевна появилась на свет в актерской семье (и отец, и мать ее были актерами театра драмы) со всеми вытекающими из обстоятельства этого рождения последствиями: постоянные переезды с места на место, детство, проведенное за кулисами, страстное (поначалу) увлечение музыкой и естественное в шестнадцать лет желание поступить на сцену. Лучшей стартовой площадкой для этого, разумеется, казалась Москва. Две неудачные попытки поступления в театральный институт не разочаровали Татьяну – к тому времени она уже абсолютно точно, без всяких одобрений со стороны приемной комиссии знала, что ее жизнь непременно будет связана с театром, – однако заставили задуматься о том, в каком именно театре она хотела бы работать.
– Меня всегда интересовал синтез – некий коктейль из вокала, танца и поэтического театра... Какой это должен был быть театр, я сама толком не понимала, но некое предчувствие, что именно это неведомое, до конца не сформулированное и есть «мое», было.
И как вы думаете, куда отправилась наша героиня со своим предчувствием? Никогда не догадаетесь! В эстрадноцирковое училище, где благополучно и «срезалась» на третьем туре. Однако тут судьба всетаки решила смилостивиться и подстелила своей крестнице при падении соломки в виде знакомства с Михаилом Александровичем Хусидом. Оказалось, что этот режиссер набирает курс, что театр у него – самый что ни на есть синтетический и что Татьяна ему так приглянулась, что он готов ее принять сразу на третий курс. Правда, было одно «но» – все обещанные блага ждали будущую актрису в Тюмени.
– Неужели решились?
– А что оставалось делать? Годы неумолимо подталкивали меня в спину. Но самое интересное заключается в том, что географией все сюрпризы не исчерпались. Только приехав в Тюмень и став студенткой, поняла, что поступилато я... на кукольное отделение!
– То есть как это – кукольное?!
– Был такой период, когда в кукольный театр пришла плеяда интересных режиссеров, которые захотели ставить в этом театральном пространстве взрослую драматургию, когда актер стал выходить изза ширмы, когда стали выстраиваться сложные цепочки взаимоотношений жизни на сцене – актер с куклой, кукла с куклой, актер с актером, кукла с залом и так далее. Это был период взросления кукольного театра, его отказ «от коротких штанишек», то есть был он уже как бы и не совсем «кукольным».
По окончании учебы молодую актрису пригласили работать в новый театр кукол в Барнауле. Честно говоря, ехать ей не хотелось ужасно, до слез: несмотря на годы учебы на кукольном отделении с мыслью о том, что отныне и навеки она – актриса кукольного театра, Татьяна Аркадьевна еще не смирилась и не сжилась. Но какова ирония судьбы: именно годы работы в Барнаульском театре кукол сегодня Татьяна Аркадьевна оценивает как лучшие годы в своей театральной жизни.
– Наш театр был очень популярен: билеты расхватывали заранее, чуть ли не за месяц, а в день спектакля лишний билетик начинали спрашивать за несколько кварталов до театра. Мы играли серьезный, взрослый репертуар – «Двенадцать» Блока, гоголевскую «Шинель», «Декамерон»...
– Но теперьто вы не жалеете, что не стали драматической актрисой?
– Не жалею. И всетаки отдаю себе отчет, что театр кукол – это моя судьба, но... не мое призвание.
В творческом досье актрисы Татьяны Старочкиной есть один спектакль, в котором соединилось все то, о чем она смутно грезила в юности. Это спектакль «Балаганчик», созданный по произведениям Александра Вертинского. Своим рождением спектакль обязан, с одной стороны, знакомству нашей героини с Еленой Камбуровой (она, к слову, очень высоко оценила спектакль Татьяны Старочкиной), а с другой – нет худа без добра – душевной опустошенности, которую переживала актриса после переезда в Ярославль.
– В «Балаганчике» я как бы прорвалась к себе истинной, в этом спектакле я пытаюсь делать то, что всегда мечтала делать на сцене: не просто петь, а разыгрывать из песни какуюто историю.
«Балаганчик» был показан в театре, поездил по фестивалям, везде имел большой успех. Да что там успех в театре, когда «Балаганчик» оценила по достоинству (обняла и расцеловала актрису, попросту говоря) самый строгий и взыскательный в данном случае зритель – Лидия Владимировна Вертинская, вдова известного артиста.
– Этот спектакль, казалось, был запрограммирован на успех. Везде – на фестивалях, в нашем театре, на любых площадках, где доводилось выступать, – его принимали с восторгом! Но вот уже три года, как я не играю «Балаганчик».
– Почему?
– Оказалось, что он здесь никому не нужен... Я даже на бенефис согласилась с тем условием, что в этот день обязательно сыграю свой «Балаганчик».
...Сегодня Татьяна Старочкина, несмотря на внутренний конфликт между желаемым и действительным, востребованная в репертуаре театра актриса. Два десятилетия она тоскует по взрослой драматургии, по серьезному поэтическому материалу и при этом блестяще играет Бастинду в «Волшебнике Изумрудного города», сразу три роли – Принца, Кея и Маленькую разбойницу – в «Снежной королеве». («Раньше я играла героинь, – смеется актриса, – теперь вдруг «доросла» до мальчиков».)
Она искренне полагает, что в ней мало комедийного, мечтает о диалоге с публикой на некоем исповедальном уровне и при этом органично и вкусно существует в тинейджеровской буффонаде «Неугомонная семейка». Она не противоречит сама себе: просто для Татьяны Аркадьевны куда важнее быть, чем казаться. Именно поэтому она так легко признается в том, что именно сейчас, отработав четверть века на сцене, истово и страстно погрузилась в процесс ученичества: осваивает профессиональный вокал.
– В молодости казалось, что все еще впереди, и я все успею. А сейчас чувствую, что поезд уходит, а хочется удержаться и запрыгнуть хотя бы в последний вагон, но для этого надо быть востребованной.
Без смущения признается актриса и в том, что порой, несмотря на солидный опыт работы, у нее не складываются отношения с куклой. Переживает подобный конфликт Татьяна Аркадьевна с не меньшей болью, чем, скажем, размолвку с коллегами по цеху.
– Я никак не могу найти общий язык с Маленькой разбойницей из «Снежной королевы». Кукла мне диктует одну линию поведения, а я играю чтото свое. Наверное, потому, что лично мне больше симпатична Разбойница Андерсена, а не Шварца. Если ты не полюбишь свою куклу, роль не сложится наверняка. Тут нет победителей и побежденных, это полный провал.
...Вот в таком настроении – с болью и радостью, с обидами и надеждами и всеми прочими страстями, без которых наша жизнь пресна и скучна, – актриса театра кукол Татьяна Старочкина подошла к своему бенефису. Что можно пожелать артисту в этот день? Чтобы каждый раз, выходя на сцену, она получала от работы радость и чтобы однажды звезды в книге судеб Татьяны Аркадьевны вновь сплели в единый клубок три непременные составляющие понастоящему хорошего спектакля – материал, режиссера и актрису. Татьяна Старочкина к этому давно готова.