Игорь Васильевич с улыбкой вспоминает первые конкурсы звонарей, которые можно было назвать «А кто лучше не умеет?». Восстанавливать утраченные голоса церквей в разных городах начинали и самоучки, и рок-музыканты. Традиция часто подменялась понятием «авторские звоны». Забирался такой умелец на звонницу и бил, как умел. Старые звонари, которые тогда были единственными носителями традиций, вздыхали: «Это ж партизанщина какая-то».
Те времена остались далеко позади – идет уже XIII фестиваль, и оценочная планка определена четко – соблюдение традиций. Глядя на Игоря Коновалова, слушая его категоричные высказывания по поводу неуместности вольных, самостоятельных трактовок старинного мастерства, понимаешь, что судить будут строго, но справедливо. Хотя он, как и все собравшиеся здесь, и главный организатор конкурса Елена Федорычева, сознает, что главный смысл очередной встречи российских звонарей – сама встреча. Общение, обсуждение и решение проблем, обмен опытом, столь необходимые для новых звонарей России, возможны только на подобных сборах. А конкурс лишь помогает пригласить в Ярославль максимальное число представителей этой самой редкой профессии.
Конкурс мобилизует все способности звонаря – ведь каждый хочет показать лучшее из того, что освоил. Александр Гороховский приехал из Подольска. В прошлом – джазовый барабанщик. Бывая в Подольске, заинтересовался колокольными звонами, стал заходить в храм. Как-то батюшка сказал ему: «Приедешь сюда через два года». Удивился, даже слегка возмутился странному предположению: чего это ему из Москвы в Подольск переезжать? А прав оказался прозорливый священник – приехал Александр, два года был на послушании, сейчас служит звонарем. И ни один музыкальный инструмент с колоколом сравнить не может. Не зря говорят: «Что словом не передашь, музыкой скажешь, а что музыкой не выразишь – только колокольный звон расскажет».
Христина Гостева – из Санкт-Петербурга. С музыкальным образованием пришла петь в церковный хор, но увлеклась не пением, а колоколами. Сама научилась звонить, решила и детишек из воскресной школы приобщить к этому. Позанималась и поняла, что неплохо бы и взрослым помочь в освоении традиционных звонов. Теперь она не просто звонарь храма Владимирской Божьей Матери, а еще и методист школы звонарей.
Александр Кожевников приехал в Ярославль из Краснодарского края. Двадцать лет он преподавал в музыкальной школе ударные инструменты. Когда узнал, что будет строиться в станице новый храм, пошел к батюшке за благословением в звонари. Причина была веская – в душе жила колокольная партия из Глинки, услышанная давно на концерте. И хотя годы шли, божественная музыка не забывалась. Очень хотелось самому освоить старинное мастерство, неделю учился на курсах, неделю сам пробовал звонить. И сразу – на конкурс. «Я здесь самый большой авантюрист. Пока мне трудно с кем-то соревноваться, – говорит он, – но и не приехать на конкурс не мог: где еще соберешь всю нужную информацию о производстве колоколов, о правилах развески и, конечно, о самих звонах?»
Федор Кузнецов – педагог Камышинского училища искусств. Закончил Саратовскую консерваторию по специальности «руководитель народного хора». Когда восстановили единственный храм в Камышине – до революции их было семь, – стал звонарем не раздумывая. Жалеет, что на юге такого внимания к колокольным звонам, как в России, нет. Поставили храм, идут службы, а звонить – не обязательно. Вот ему самому как соборному звонарю и придется менять южное «холодное» отношение к колоколам.
Один из самых молодых – Алексей Вылетков из Кургана. И хотя ему 22 года, стаж работы звонарем – 14 лет. «Звоню с детства, всегда мечтал. Был пономарем, теперь иподиакон». Манера разговора, речь говорят о том, что Алексей – человек воцерковленный, служитель храма со стажем.
Судас Юрий – из Белоруссии. Обучался звонам самостоятельно, работает пять лет в Святоказанском храме города Калиновичи. Для него ярославские колокола – как скрипка Страдивари. Давно мечтал поиграть на старых больших колоколах. Сравнить их с современными никак нельзя – знали тогда мастера какие-то секреты отливки, которые пока остаются тайной.
Минск, Анапа, Новгород, Ростов – география у нынешнего конкурса широкая. А на фестивале кроме соревнования в мастерстве для участников подготовили самую настоящую программу повышения квалификации – и в Ростов отвезут на одну из лучших российских звонниц, и наш древний город покажут. Ярославцам повезло не меньше, чем гостям фестиваля: где и когда еще можно услышать, как говорят колокола в руках тех, кто упорно, изо дня в день восстанавливает российскую духовность.