Наряд получался понастоящему драгоценным, по цене тоже – в состав той нелиняющей краски входил сок тропического дерева индиго, везли сырье издалека. В начале прошлого века ручную кубовую набойку стали вытеснять фабричные ситчики, задешево крашенные на анилине. С проектом восстановления забытой традиции приехала на 3й ярославский фестиваль «Русский костюм на рубеже веков» преподаватель школы искусств и научный сотрудник музея из города Каргополя Елена Дикова.
Показала, что называется, товар лицом. На выставке развесила на планшетах холсты из прабабушкина сундука. Крупно вычертила традиционные орнаменты с вазонами, плодами и листьями. Словом, все досконально объяснила про синильщиков с родины Ломоносова в рисунках и текстах. Разодела в синий лоскут целую кукольную семейку вместе с няньками и младенцем в люльке.
Труды ее не остались незамеченными высоким жюри под председательством профессора Московского текстильного университета модельера Александра Веселова. Дикову удостоили Гранпри в номинации «Куклы в русском костюме» и лауреатского диплома конкурса «Этнографический костюм». Награды получать вышла она в платке, шугае и юбке из синего льна, украшенных «кубанцами».
Прямо скажем, это вовсе не выглядело исторической экзотикой. Наверняка на то нисколько не рассчитывая, самым доходчивым образом дала Елена понять, что же происходит с русским костюмом на рубеже веков.
А то и происходит: в моду забытое возвращается – и не по чьимто пламенным призывам, а по естественному ходу жизни и здравому смыслу. Лен с хэбэ, свободный покрой, лоскутная техника, старинные ручные орнаменты: нарядно и практично, доступно по ценам, а при наличии чувства меры сполна открыто фантазии и свободе творчества.
От подделки и безвкусицы традицию оберегают подлинники: музейные образцы народного костюма и выполненные по первоисточникам в мастерских наших дней копии. Давно и со знанием дела занимается этим московский православный учебный центр «Русские начала». Двум его коллекциям женского, боярской величавости, северного праздничного костюма с точной хронологией каждая (одна – конца XVIII века, другая – начала XX) жюри в конкурсе этнографического костюма присудило Гранпри.
Неожиданно для многих лавры тонких знатоков старины оспаривали у москвичей студентки Карельского педуниверситета. Сшили по старинным лекалам сарафаны, украсили наряды шалями, вручную расшитыми поясами, лентамибантами в волосах. Примерили – подошло, да так здорово, что пришлось жюри принимать соломоново решение – присуждать им за коллекцию «Краса Олонии» еще один главный приз.
Как непринужденно владеет навыками предков современная молодежная мода и сколько тут, оказывается, простора для фантазии и юмора, показали конкурсы сценического и современного авторского костюма. Настоящие виртуозы лоскутного сырья есть и в Ярославле. Школа юных модельеров «Стиль» Светланы Пахомовой покорила зал эффектным «ковровым» стилем – моделями весьма распашонистой одежды для всей семьи «За околицей». «Стилю» досталось много зрительского тепла. С дипломом II степени в номинации «Сценический костюм», где претендентов на Гранпри не нашлось, воспитанники Пахомовой с достоинством уступили сильнейшим. Диплом I степени за комплект «Модель мироздания» увезли к себе в Химки студенты университета культуры и искусства. По лауреатской награде заслужили коллекции «Осенний марафон» знающего толк в светском шике гатчинского театра моды «Катюша» и торжественная парчовая «Русь белокаменная» работы многоопытных профессионалов из краснодарской академии «Златошвея».
Самым прикольным, как и ожидалось, стал подиум авторского современного костюма. Исполнители шоу «Вася» из Костромского техуниверситета с таким азартом демонстрировали свой слегка хиповый стиль под названием «этноджинс», что, оставшись без диплома, однако же получили от члена жюри, доктора культурологии Натальи Калашниковой устное приглашение в СанктПетербург для участия в одной из ближайших выставок костюма наших дней в стенах Российского этнографического музея, где доктор наук заведует отделом.
Самые убедительные авторские версии сочетания старого и нового в современной моде, как решило жюри, представили ярославская художница, сценограф по профессии Галина Есафьева («Лето в деревне», диплом лауреата) и модельеры художественного училища из РостованаДону («Перекатиполе», автор Татьяна Бердник, Гранпри). Если Есафьева – утонченный лирик, то ростовчанки постуденчески ко всему напропалую добавляют улыбки.
Весело обращают они старинную паневу в лоскутную миниюбку, нарядную душегрею – в легкий топик, похожий на несколько укрупненный бюстгальтер. Традиционные рубахи прямого покроя у них – с глубоким разрезом на боку. От одной мысли о подобных вольностях сельская красавица лет сто назад зарделась бы как маков цвет и носить такое, предполагаем, ни за что бы не согласилась. А нынешние ее сверстники все это для себя шьют. Чтобы и в дефиле блеснуть, и по улице ходить в уверенности, что на тебя не будут показывать пальцем.
Мы поговорили на эти темы и с Еленой Диковой, раз уж она старинный «кубанец» так запросто носит.
– В этом шугае, – показала на кофту, – на работу хожу. Чаще надеваю ее с джинсами, они ведь с шугаем по цвету и способу крашения близкие родичи. Недавно пососедски попросил у меня ткани двукратный обладатель Гранпри ярославского фестиваля, а теперь член его жюри, архангельский модельер Николай Терюхин. Работает он в русском стиле и с джинсовкой. Посмотрим, что у него получится.