19 марта шумно и помпезно – с кучей приглашенных персон разной официальной значимости, с букетами, грамотами и бесконечными славословиями – прошел вернисаж произведений Тамары Суховеенко. Автор в одном небольшом зале представила декоративные рельефы, сувенирные тарелки, скульптурные группы и живописные произведения. Практически около всех работ лежал скромный кусочек картона, лаконично сообщающий, что данное произведение – из собраний ЯХМ.
Любопытствующий зритель из обширного пресс-релиза смог узнать, что некогда выпускница Ленинградского инженерно-строительного института, архитектор по образованию, приехала в Ярославль и «была покорена красотой нашего старинного города и увлеченно занялась благоустройством любимых ярославцами скверов и бульваров, проектированием интерьеров» и так далее. Более того, целый стенд – чего никогда ранее не наблюдалось ни на одном из вернисажей – был целиком и полностью посвящен этапам большого пути Тамары Михайловны, запечатлев в черно-белых и цветных снимках художницу на плэнере, в мастерской, за дружеским застольем, и прочая, прочая.
Обо всем этом я говорю так подробно, потому что, напомню, выставка предполагалась персональная и юбилейная – 40 лет творческой деятельности. И что все созданное за четыре десятилетия смогло уместиться всего в одном небольшом зальчике?
Второй зал был отдан работам художников из так называемой «группы поддержки» автора. Там тоже была представлена керамика – Елены Жильцовой, Надежды Мухиной, Марины Огурцовой. И хотя на вкус и цвет товарищей, как говорится, нет, но именно эти работы от «группы товарищей» мне показались гораздо интереснее, ярче, динамичнее и оригинальнее. Словом, перевешивали они персональную выставку, и весьма солидно. И хотя в тронных речах говорилось о том, что выставка получилась «легкой, светлой, с хорошей эстетикой», у некоторых художников, чуть ли не демонстративно покидающих вернисаж, подобная «персоналка» вызвала, мягко говоря, недоумение. Ни коим образом не сомневаясь в профессиональных достижениях уважаемой в городе художницы (о том, что они есть, свидетельствуют грамоты департамента культуры области и лично от мэра города), все-таки задумываешься: может быть, все дело в активной общественной деятельности автора?
Зато открывшаяся вчера персональная выставка вологодского живописца Генриха Асафова произвела совершенно иное, контрастное первому, впечатление. Он окончил Ярославское художественное училище и московский художественный институт им. Сурикова. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях России, Южной Кореи, Англии, Германии, Венгрии, Италии. Но и без этих полотен, не представленных на персональной выставке по вполне понятным причинам, автору есть что показать.
Его картины воспевают простые человеческие радости, они полны надежды и оптимизма, ярки и эмоционально-зажигательны. Нарочитая непрописанность деталей – некоторая детскость рисунка, мультипликационная пластика фигур персонажей – не мешают целостности восприятия. Обыденность представленных сюжетов компенсируется размахом полотен, яркой, мажорной, декоративной цветовой гаммой. Наивная упрощенная форма и выразительность силуэтов в картинах Генриха Асафова восходят к традициям русского лубка. А некоторые из полотен заставляют вспомнить картины Малевича и Леже.
По-настоящему весенняя, солнечная и емкая выставка, безусловно, привлечет внимание ярославцев. Тем более что этой техникой местные живописцы отчего-то пренебрегают.