Уникальная рукописная книга XIV века из собрания Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, украшенная изысканными миниатюрами, впервые покинула родные стены, чтобы пройти «лечение» у лучших в стране специалистов из научно-исследовательского реставрационного центра имени Грабаря. Реставрация шла три года, а когда завершилась, изумленные знатоки, не раз державшие в руках сокровища кремлевских кладовых и другие первоклассные произведения русского и мирового искусства, решили: ярославское диво из того же ряда и надо, чтобы его увидело как можно больше людей.
Про эту книгу говорят: памятник. Ей трудно найти равных по богатству исполнения, она вся прописана золотом. И по количеству заключенных в ней тайн она может поспорить с кем угодно. По словам заместителя директора Ярославского музея-заповедника Нины Грязновой, специалисты расходятся во мнениях по поводу ее датировки, места создания. Считается, что Евангелие исполнено в память одного из самых ярких представителей ярославской княжеской династии Федора Черного. Опровергнет ли кто-нибудь это предание? Пройтись по следам исторического детектива, во всяком случае, очень заманчиво.
Автору этих строк посчастливилось видеть Федоровский уникум. Даже на непросвещенный взгляд ясно, что миниатюры делали два мастера. Они написаны совершенно по-разному. Заведующая фондом редкой книги музея-заповедника Татьяна Гулина уточняет:
– Две миниатюры выполнены традиционно, а изображения евангелистов не имеют аналогов. Искусствоведы рассматривали их в микроскоп – все равно непонятно. Автор – какой-то совершенно уникальный мастер и по технике, и по манере. В центре Грабаря делали макросъемку. Оказалось, что даже при очень большом увеличении качество изображения нисколько не теряется – как будто эти миниатюры писали импрессионисты. «Невозможно», «так не бывает», – говорили специалисты, когда их рассматривали.
Можно только представить, с каким трепетом прикоснулись к Федоровскому Евангелию реставраторы и сколько было потрачено труда, поистине ювелирного. Они чистили страницу за страницей между буковками вручную. Краски местами стояли «домиками», их нужно было уложить на место. Первые за семьсот лет лечебные процедуры превратились в длившуюся три года операцию, в которой приняли участие искусствоведы, микологи, биологи, химики.
Сейчас, когда не за горами возвращение чудо-книги домой, музей-заповедник озабочен двумя проблемами. Во-первых, Федоровскому Евангелию нужен для хранения специальный контейнер с автоматическим режимом поддержания температуры и влажности. Во-вторых, изыскивается возможность его факсимильного издания. Таким вещам нужно обеспечить стопроцентную сохранность и одновременно максимальную доступность, что само по себе тоже хорошая задачка.