Вот целая серия разных досок с одним и тем же главным персонажем. Дед-лесовик. Дед лапти плетет. Дед под деревом сидит. Дед пальцем грозит. Дед большой и Дед маленький...
Целый угол занят деревянными игрушками. В основном это кони, расписанные цветами и травами, и такие же птицы-тройки. Забава для детей, на колесиках, а ведь не скажешь, что лошади. Гордо выгнутые шеи, торсы в яблоках – именно кони.
Издалека, еще с порога замечаешь необычно яркие шкатулки. Хохлома расписывает золотом по черному фону, а эти – золотом по красному. Шекснинская роспись, объясняют любопытствующим.
Но праздник из праздников (для меня по крайней мере) – изделия из бересты. В разных краях России совершенно разные художественные традиции, абсолютно разные вещи.
Центр резной бересты Великий Устюг и мастера прилегающих к нему мест преуспели в росписи своих туесов и ларцов. Работа изысканная, тончайшая, будто пером, и всего в две краски – красную и черную – так выглядит знаменитая у знатоков Мезенская роспись. Как могло родиться такое совершенство в непроходимых лесах и болотах, никто сейчас не скажет, но родилось и живет уже не одну сотню лет. Сурик получали из красной береговой глины, растирали глину на камне, разводили в растворе древесной смолы. Черную краску делали из сажи...
А вот уральская шкатулка. Берестяные кружева наклеены одно на другое, слоями, а внутри сюрприз – картинка.
И чудо из берестяных чудес – работы мастеров из Томской области. Они делают тиснение по бересте. Смотрится так, как будто это благородная тончайшая кожа. Цвета топленых сливок, со сложнейшим рисунком – каждая работа отличается безупречным вкусом и так хороша, что любая может стать подарком хоть королеве, хоть президенту.
Говорят, что всякая художественная традиция формировалась под влиянием своих природных условий. На русском Севере и в Сибири березы разные, и береста у них тоже – по толщине, фактуре, прочности. Но, честное слово, не хочется вникать в технологические подробности, когда видишь такую красоту. Хочется просто улыбаться, и в этом смысле все посетители выставки реагируют одинаково.