– Волковский театр постоянно обращается к классике, и все-таки почему ваш выбор остановился именно на этой пьесе?
– Я уверен, что ситуация дня сегодняшнего перекликается с основными темами «Плодов просвещения» настолько, что можно вскрыть сразу несколько пластов – не точек! – пересечения. Первый пласт самый наглядный – это разговор о земле. Он и сегодня стоит в России очень остро. Но основная суть – это взаимоотношения «верхов» и «низов». То, что Толстой чувствовал как никто. Мы опять стоим перед неразрешимым конфликтом – «верхи» не хотят, а «низы» не могут жить по-старому. Многие наши сегодняшние проблемы кроются в чудовищном расслоении некогда монолитной массы – советского общества – на богатых и бедных. И еще один, самый глубинный пласт актуально-сти пьесы в том, что народ все равно «объегорят». Ведь не случайно эта пьеса в ее окончательной редакции была за-прещена к постановке.
– Так о чем же все-таки ваш спектакль?
– Это история некоего Ноева ковчега, семьи высшего света Звездинцевых, которые только делают вид, что движутся по спирали, куда-то вперед, а на самом деле – это движение по замкнутому кругу.
– Почему же в заглавие вашего спектакля вынесено слово «спириты»?
– Мы ни в коей мере не ставим пьесу о спиритизме, мы даже не прикасаемся к нему, впрочем, как и герои Толстого. Их увлечение спиритизмом – не более чем модное увлечение. Но вот ощущение самодостаточности, которое у них при этом возникает, и есть та связующая нить. По большому счету это спектакль о России, в которой все – специалисты и все знают, куда нам дальше плыть. Но на самом деле – это всего-навсего мыльные пузыри, способные лишь надувать щеки.
– Это будет последняя премьера сезона?
– Нет, мы по-прежнему сотрудничаем со Станиславом Таюшевым, который поставил на нашей сцене спектакли «Детоубийца», «Фермоза» и другие. Сейчас он репетирует легкую французскую мелодраму «Шестой этаж» Жери. Премьера намечена на 21 апреля. А потом приезжает Иван Раймонд, запускает в работу пьесу Гольдони. И параллельно начнутся репетиции англий-ской комедии «Что увидел дворецкий». За эту постановку берется ереванский режиссер Александр Григорян.
Фото