Автор фотографии попал в самую точку. В жизни Мастер не раз оказывался одиноким и непонятым, загнанным в угол за очередные "идеологические просчеты". У него была стойкая репутация инакомыслящего. Взгляды Якобсона были столь же определенны, сколь и радикальны. Он был убежден, что балет просто обязан на равных соперничать с Шекспиром и Бетховеном.
Правда, хореографом считал он только того, кто способен находить в танце новые движения, создавать оригинальную пластику. Его вдохновляли палехские иконописцы и Чарли Чаплин, искусство анимации, цирковая буффонада и скульптор Роден.
Как выглядел Роден у Якобсона, нынешний художественный руководитель "Хореографических миниатюр", народный артист и лауреат Госпремии России Юрий Петухов видел много лет назад в Перми, где по окончании училища начиналась его карьера. Уже после смерти Мастера "Миниатюры" под руководством его ученика Аскольда Макарова приехали туда на гастроли. Но скажи тогда молодому танцовщику Петухову, что наступит время и ему придется поднимать этот театр из развалин, он наверняка счел бы такое пророчество неумной шуткой.
Все же великое дело для него было - собственными глазами увидеть то, о чем мальчишки из хореографического училища в лучшем случае знали разве что понаслышке. Например, как изобретательно и остроумно в миниатюре "Экзерсис-ХХ век" хореограф вышучивал штампы академизма, показывая известные всем школьные позы, прыжки, туры по контрасту с многочисленными их вариантами, сочиненными по пластическим мотивам эпохи космоса и расщепленного атома.
В цикле из семи миниатюр "Роден" на музыку Дебюсси, оживляя его скульптуры, хореограф, вопреки обвинениям критиков в "непристойности" постановки, вдохновенно рассказывал вечную "лав стори" Мужчины и Женщины. В "Умирающем лебеде" с открытым забралом вступал он в полемику с великим реформатором Фокиным. Белый лебедь в исполнении несравненной Анны Павловой погибал с тихим и грациозным смирением. Черный лебедь Якобсона вел яростную схватку с бурей. В рывках его крыльев жила какая-то исступленная воля, и ее не так-то легко было сломить.
Уже тогда критика заметила:
кое-что в репертуаре ленинградцев, словно в дымке прошлого, начало терять свои прежде ясные очертания. Но самые тяжелые времена, судя по всему, начались для театра Якобсона позже, в годы перестроечного раздрая. "Забытые уроки мастера" - так называлась одна из статей о нем в газете "Культура", не требующая комментариев. Год публикации - 1989-й...
Два года назад ушел из жизни Макаров. В закулисном ристалище за право возглавить труппу (по слухам, соперничая с очень именитыми претендентами) победил Юрий Петухов. Пришел он не с пустыми руками. В 2004 году будет отмечаться столетие Леонида Якобсона. Петухов предложил к этой дате большую программу - с открытием музея, возрождением наследия Мастера, гастролями по городам "Золотого кольца России".
Уже восстановлены "Роден" и одноактная версия "Спартака". Первооткрывателем этой лучшей балетной партитуры Арама Хачатуряна стал в середине 50-х годов не кто иной, как Якобсон. Обе недавние премьеры вошли в ярославскую афишу вместе с последней его постановкой четвертьвековой давности - овеянным возвышенной библейской печалью "Свадебным кортежем" на музыку Шостаковича по мотивам ранних картин Шагала.
Начинают гости на сцене Волковского театра "Лебединым озером". В пресс-релизе обещают они исполнить шедевр "в блестящем, истинно петербургском стиле". Что ж, будем ждать - в надежде увидеть и хваленую выучку питерцев, среди которых есть лауреаты международных конкурсов, и тот кураж, когда виртуозность не мешает проявиться живому чувству актера.
"Петербургский стиль", он ведь и в том, что на берегах Невы всегда считали за честь хранить старую классику в подлиннике. Даже Якобсон со своей репутацией балетного якобинца никогда не посягал на первоисточники, не занимался их переделкой и "улучшением". Судя по гастрольной афише, марку намерена держать и труппа Петухова.
Везут "Пахиту" и "Шопениану" - известно, что на берегах Невы эти творения Петипа и Фокина не имеют "вредных примесей". Ярославцы увидят и сохраненный для мирового театра на русской сцене бесценный оригинал "Жизели" Коралли и Перро, родоначальников романтического балета, когда танец впервые воспарил над землей, поднявшись на пуанты.
Авторскому жанру Чайковского и замыслу первых постановщиков Петипа и Иванова верны питерцы и в "Лебедином озере". Мы не увидим в финале лучезарного апофеоза. Из-под власти зловещей совы Ротбарта девушки-лебеди освобождаются - да, силой любви Одетты, но и трагической ценой ее гибели.
Оценят ярославские зрители и балетмейстерское дарование нового руководителя "Хореографических миниатюр", посмотрев "Щелкунчика", до сих пор полного неразгаданных тайн.
У Петухова-хореографа - завидная наследственность. Некогда свои лучшие первые партии - Меркуццио в "Ромео и Джульетте", Труффальдино в "Слуге двух господ", Орфея в балетной версии рок-оперы Журбина "Орфей и Эвридика" готовил Петухов, общаясь без посредников и без всякой оглядки на авторитеты с живым классиком хореографии Боярчиковым. Став главным балетмейстером санкт-петербургского Малого театра оперы и балета, Николай Николаевич лучшего из своих Орфеев увез с собой.
С техникой у новосела было все в порядке - пермская школа дает ее на уровне мировых стандартов. В Северной Пальмире раскрылся и его уникальный дар перевоплощения. В Малом театре Петухов танцевал принцев и Подколесина в "Женитьбе", Григория в "Тихом Доне", булгаковского Мастера, а в "Ромео и Джульетте" сразу три партии: плюс к Меркуццио - Бенволио и самого Ромео.
Рано или поздно должен был напомнить о себе в его жизни и боярчиковский вирус. В середине 80-х поставил "Летят журавли" в Малом, "Дон Кихота" в театре "Эстония". Так что за порог балетмейстерского отделения консерватории Петухов в разгар перестроечной вольницы шагнул уже не мальчиком, но мужем. Его "Кармен" пришлась ко двору на родине роковой красавицы - в Испании. Японцы заказали Петухову "Щелкунчика" - заказ, по прессе судя, был с честью выполнен.
Этот великий гимн пробуждению души так "берегли" в советские времена, что авторский текст Льва Иванова был начисто забыт уже к середине 30-х годов. С тех пор мировая хореография не раз пыталась в новых постановках рождественской сказки примирить либретто сказки для детей и партитуру Чайковского с ее мощным симфоническим дыханием и одухотворенной вокальной мелодикой дуэтов главных героев.
Как с этим справился лидер "Хореографических миниатюр", зрители увидят не далее как через неделю, когда сразу после "Лебединого" и "Жизели" гости покажут своего фирменного "Щелкунчика".