Дерзал ли кто-нибудь со времен того же классика всерьез творить в этой жанровой форме? Во всяком случае в пятом выпуске отечественной книги рекордов «Диво» (он сейчас на выходе) «Шарьинская весна» фигурирует как первый в России роман в стихах XXI века. И первый вышедший из-под пера сотрудника милиции за всю 200-летнюю историю МВД России. Да еще математически точно выстроенный: в нем ровно 6000 строк, 1000 строф, 50 глав по 120 строк каждая...
Не спешите причислять автора к армии парнасских графоманов или когорте эпигонов Пушкина.
...И в том ли уж вина моя, спрошу,
Что, как и он, Россией я дышу
И чувствую душой потребность в лире.
А жанр романа, чем же он так плох?
Не подражанье это, видит Бог.
Что ж рыться в мелочах,
смотрите шире...
Шарья – небольшой городок, выросший из узловой станции Северной дороги. Именно ей, своей малой родине, посвящает поэт и свое творение, и немало строчек в нем, начиная с самых первых:
Друзья мои, вы не были в Шарье?
Нет, там не жил ни Байрон,
ни Фурье,
Ни Пушкин, ни Толстой,
ни Свифт, ни Гейне,
Ни тысячи других известных лиц,
Перед которыми я пал бы ниц
За их умы, за их талант и гений.
Они не осчастливили мой град.
Нельзя сказать, что этому я рад,
Но и грустить тут повода не вижу.
Великие не могут быть везде.
Но городу Шарья, его звезде,
Я в будущем рождение предвижу...
О чем роман? В основе сюжета любовный треугольник. Главная героиня влюбляется в... родного дядю самых честных правил – добродетельного семьянина и к тому же снедаемого жаждой славы поэта. Ничего хорошего из этого увлечения, конечно, не выходит. Чего не скажешь о стремлении автора поделиться своим житейским опытом, взглядами на окружающую действительность, наблюдениями за российским провинциальным бытом, добрыми чувствами к родному краю.
Увлекательный сюжет, легкий слог, обилие юмора и авторской самоиронии, афористичность суждений, остроумные аллюзии с пушкинским «Онегиным» позволяют прочесть на одном дыхании всю книгу, выпущенную издательством «Лад» тиражом в тысячу экземпляров.
Александр Сальников не новичок на поприще плетения словес. Его творческий багаж – рассказы, пьесы в стихах, поэмы и множество стихотворений, публиковавшихся в «Северном крае», в центральных газетах и журналах. Между прочим, один из лейтмотивов «Шарьинской весны» – трудный опыт первых публикаций в столичных изданиях. Частенько появляются стихи и заметки Сальникова в дорожной газете «Северная магистраль».
«Стук колес» отчетливо звучит и в самом романе: «железка», вокзалы, ДКЖ, скорый Шарья – Москва, фирменный «Сибиряк»... Тема чеченской войны возникает тоже не случайно. Сальников неоднократно выезжал в Чечню к бойцам сводного отряда, охраняющим железнодорожные объекты в районе станции Гудермес. А в свое время и сам воевал в Афгане.