– У каждого свой путь на сцену – одни мечтают об этом с детства, других приводит в театр случай. Когда вас потянуло в актерство?
– Я училась на режиссерском отделении Ленин-градского института культуры. Летом после окончания III курса поехала к подруге в Киров, случайно попала на сдачу спектакля «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева. Спектакль произвел такое сильное впечатление, что я написала режиссеру Вячеславу Гвоздикову письмо с просьбой взять меня в свой театр. Ответа не получила, а через некоторое время узнала, что этот режиссер работает уже в Ростове-на-Дону. Полетела туда. Театр был на гастролях, встретил меня директор. Выслушал, позвонил режиссеру в Кисловодск и сказал, что приехала артистка из Ленинграда, которая видела спектакль «Старый дом» и хочет работать в театре. Весь разговор, который велся из соседней комнаты, я слышала. Очевидно, Гвоздиков задал вопрос: «Как она?» На что последовал ответ: «Ничего особенного, но Джульетту сыграть сможет». Очень важно встретить своего режиссера. Мне повезло, что Вячеслав Гвоздиков сразу поставил для меня высокую планку – продемонстрировал, что такое хороший театр.
– Человек редко правильно использует подарки судьбы, преподнесенные ему в молодости. Почему вы ушли от своего режиссера?
– Мой кумир сказал: «Ты не Джульетта, ты – характерная артистка». И чтобы доказать, что я – Джульетта, я ушла. Вообще в жизни многое делаю из протеста, потому что максималистка и бесконечно принципиальный человек. Я сыграла Джульетту в хорошем спектакле Вологодского театра, поставленном Александром Поповым. Там была востребована, сыграла 22 роли. Но своего режиссера потеряла.
– Жизнь жестко спрашивает за ошибки. Но когда человек понимает, что сделал не так, начинает вновь благосклонно к нему относиться. За годы работы в Волковском какие роли запомнились как свои?
– Я благодарна Владимиру Александровичу Воронцову за княжну в «Профессоре Сторицине» – на мой взгляд, это моя удача. Он был художественным Пиночетом и считал, что в театре не должно быть демократии. Я очень признательна Владимиру Георгиевичу Боголепову за роль Марьи Антоновны в «Ревизоре» – эта роль моя.
– А какие театральные принципы вы исповедуете?
– Я не стремлюсь иметь много ролей, важно, чтобы они были моими, соответствовали моей человеческой теме.
– А что это за человеческая тема?
– Человеческая тема – это мое представление о добре и зле. Каждому из нас труднее всего делать выбор между добром и злом. Для меня важны высокие принципы и идеалы. Сегодня в фаворе цинизм, потребительство, это время «героев», ищущих компромиссы. У меня максимальные счеты к жизни, но я становлюсь более реалистическим, жестким человеком. Так называемая «перестройка» уничтожила мечты о ренессансе духа. Теперь вслед за великой Раневской повторяю: «Всю жизнь искала святое искусство, а нашла его в Третьяковской галерее».
– С таким максимализмом, наверное, сложно не только общаться с людьми, но и работать над ролью?
– Есть роли, которые я откровенно не люблю, и есть роли, которые обожаю.
– Какие обожаете?
– До работы в Волковском театре я сыграла Викторию в «Счастье моем». Это моя роль. Большая удача, как я уже говорила, – княжна в «Профессоре Сторицине» и Марья Антоновна в «Ревизоре». Счастлива, что играю в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты», в «Декамероне».
– В каком случае роль становится нелюбимой?
– Насколько я люблю примитивизм в изобразительном искусстве – когда великая идея находит очень простую форму, настолько же ненавижу примитивизм на сцене, когда ничтожная мысль облачается в пышные формы. Люблю режиссерский театр, театр художественного диктата и не понимаю актерский театр.
– Если бы вы не стали актрисой, чем бы занимались?
– Я бы выбрала профессию, в которой ни от кого бы не зависела, занималась бы языками или стала художником. А вообще, мечтаю быть вечным студентом.
– Вы верите в судьбу?
– Да, я фаталистка, не сопротивляюсь обстоятельствам, плыву по течению. Уверена в том, что все, что происходит – так и должно быть, и я имею то, что долж-на иметь. Станиславский сказал: «Мало иметь талант, надо иметь судьбу». Безмерно благодарна судьбе за то, что играю на сцене первого русского театра.
Беседовала Марина ШИМАНСКАЯ.
Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.