Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
По слухам, сцены телесериала «Исаев» («Россия») по прозе Юлиана Семёнова про молодые годы Штирлица снимали и в Ярославле. Но я, наверное, пропустил эти экранные моменты. А жаль.
Евгений ЕРМОЛИН
Однако вот новость: провальные рейтинги сериала режиссёра Сергея Урсуляка. Казалось, что приквел «Исаев» – верняк. Полюбили ведь зрители не столь давнюю «Ликвидацию» Урсуляка, а там половина актёров те же. Сергей Маковецкий, Константин Лавроненко, Михаил Пореченков, Ксения Рапопорт, ещё целый выводок. А главное, новый фильм посвящён легендарному телегерою и даже старательно имитирует памятный стиль оригинала Лиозновой, «Семнадцати мгновений весны», вызвав этим у меня сначала оторопь, а потом (признаюсь) лёгкую брезгливость. Там за этой чёрно-белой эстетикой, за паузами и длиннотами, в музыкальном таривердиевском тоне нужно было угадать противостояние гуманизма и бесчеловечности. Но как можно пришить этот украденный чёрно-белый взгляд на вещи к событиям Гражданской войны в России? Выяснилось, что и в массовом сознании белогвардейцы уже отнюдь не приравниваются к гитлеровцам. И красный агент Исаев выглядит даже как-то блёкло на фоне своего идейного антагониста адмирала Колчака. Синхронно запущенный сериал о нём Андрея Кравчука на Первом – со старорежимным твёрдым знаком в названии – явно опережает по рейтингу «Исаева». Что это? Война алого и белого каналов? Или публике разонравилась чечевичная похлёбка? За что боролись, граждане? И зачем истребили в этой борьбе миллионы неправильных соотечественников?.. Неужели заклятый враг соввласти Колчак стал нам ближе, чем старый добрый Исаев-Штирлиц? Выходит что так. Проблема и в том, что Урсуляк, кажется, стесняется. В интервью он мнётся: «Я не за красных и не за белых...» Режиссёру трудно объяснить, почему пошёл к красным герой Страхова, гладкий, вылизанный господин. Доходит до смешного: отправляя лучшего агента на ответственное задание за кордон, начальник интересуется: «А ты, парень, вообще-то за белых или за красных?» А парень отвечает: «Я ещё не разобрался...» На экране это половозрелый и чистоплотный английский джентльмен с большим здравым смыслом и некими туманно-гуманистическими идеалами. Но уж никак не мятущийся идейный фанатик или крайний идеалист, никак не циничный и расчётливый прагматик. Такие, как герой Страхова, обычно шли тогда к белым. В ЧК их не водилось, это уж точно. Люди гибнут, а Исаев – как гуттаперчевый огурчик. Этакий технократ. Кровь с него стекает, как с гуся вода. В итоге получается вроде б детектив с добротной режиссурой и хорошими актёрами, но с сильно повреждёнными мотивациями. (О верности исторической истине тут даже и вопрос не ставится, в прессе висят целые списки допущенных Урсуляком ошибок и неточностей. Я и сам кое-что такое заметил.) Совсем иной в «Адмирале» у Хабенского Александр Колчак. Человек идеи и долга, человек чести и осмысленного служения Родине, он не стыдится громких слов и открытых, сильных жестов. За ним есть правда, а за конспиратором Исаевым один туман. Возможно, и не было необходимости делать из Колчака безупречного героя, рыцаря без страха и упрёка, которого компрометирует разве что внебрачная связь с Тимиревой. Впрочем, для некоторых и это не проблема: «Тот, кого считали исчадьем ада, шпионом, палачом, оказался трогательным, нежным, романтичным, «человечным человеком», настоящим рыцарем в полном смысле этого слова. Два любящих сердца во времена нечеловеческого ожесточения». Одна дама-блоггер написала: «Откуда у коммунистов взялись благородные Исаевы, если судя по «Адмиралу», они все были на стороне белогвардейцев? И с чего это в тылу у Колчака восстания и партизанщина начались, если он весь такой белый и пушистый? Геройству павших поём мы песню... Но как сыграл Колчака Хабенский! У меня был ком в горле, за таким я бы тоже пошла и в Сибирь, и на 30 лет лагерей». Неповторимое всё-таки наше время. Непостижимое. В Москве по требованию экс-члена Политбюро ЦК КПСС Долгих закрывают шашлычную «Антисоветская», в Ярославле процветает заведение ресторанного типа «СССР», начальник московского метро Гаев совершает «каминг-аут», самовольно восстановив строку Гимна Советского Союза 1943 года на станции «Курская» «Нас вырастил Сталин...», вырванный взрывом зад Ленина обойдётся городскому бюджету Петербурга в 8,4 миллиона рублей, а по Первому вперемешку идут брутальный «Адмиралъ» и гламурно-советское «Достояние республики», премьер читает на ночь непримиримого антисоветчика Ивана Ильина и останки Деникина и Каппеля обживаются в русской земле... В общем, так мы пока и не знаем, какого мы роду-племени, после двух революций ХХ века. Узнаем ли? Успеем ли узнать? Если важнейший разговор про это укладывается всего лишь в 3 – 4 минуты вежливого спора Подрабинека с Семёновым в «24» на РЕН-ТВ (а прочим на Подрабинека, не говоря уж о Семёнове, начхать, пока не было приказа); если историческая тема травестируется на том же Первом, где трое ряженых красноармейцев на коньках идут гуськом поздравлять с юбилеем Ирину Роднину под песню «Полыхает Гражданская война...», – то в чём можно быть уверенным? Зато зрителю понятно, что происходит с нами сегодня. Если вы параноик, то это ещё не значит, что вас не преследуют. Хотя не всегда про это сообщают говорящие телеголовы. Или сообщают... но опять же – сериалом. Ведь на первой строке в рейтинге у нас нынче даже не «Адмиралъ». Триумфально закончился показ на Первом телефильма Влада Фурмана «Террористка Иванова». Вот актуальное кино. Героиня (её играет Мария Шукшина), сын которой стал инвалидом, а муж был посажен в тюрьму с больным сердцем, где и умер, не может нигде найти справедливости и решается на самосуд, пытается мстить обидчикам как умеет. Вооружившись бутылкой с нитроглицерином, она захватывает в заложники отделение милиции... Там, как водится, много несуразного. Но основа сюжета – злая реальность. Да и вообще все хорошие люди в этом сериале страдают или гибнут, как бывший солдат, побывавший в «горячих точках», не нашедший себя и кинувшийся в криминал, но всё же оказавшийся очень приличным человеком и погибший от бандитской пули. Выживают и благополучны равнодушные чиновники или очевидные преступники. Вот такой взгляд на вещи, если верить рейтингам, зрителю не кажется несовместимым с реальным порядком этих самых вещей. В героях сериалов этого типа зрители узнают что-то своё. Возможно, и так: они дают повод людям, ощущающим свою социальную беззащитность, компенсировать при просмотре неразрешимость этой ситуации. Это тихая, безнадёжная, социально вредная мечта о мести, о восстановлении справедливости кровью. Помните, в своё время Говорухин в «Ворошиловском стрелке» натравил героя Ульянова на обидчиков его внучки? Простые решения сложных проблем, мало помогающие в жизни. Уводящие в сторону. Как будто изломанное эхо гражданской розни снова начинает звучать с экрана, но в какой-то мутной, огласовке. А-ба-ба. Бу-бу-бу.
Читайте также
15.01.2013Что стучится в дверь ко мне? Простите за банальное начало, но я всё-таки скажу, что жить на свете интересно. Каждый день приносит что-то новое и часто неожиданное. Но этого
29.12.2012Вспомнить забытых героевЯрославцы подвели итоги нынешнего Года российской истории. Произошло это за «круглым столом» в библиотеке-филиале № 19, что многие годы квартирует
20.12.2012Бова-королевич в гостях у Достоевского Снежная королева рука об руку с Золушкой, Колобок в одной компании с Чипполино и Дюймовочкой, Заяц-хвастун с доблестным Бовой-королевичем – все эти
04.12.2012Павел Исаев возглавил департамент К исполнению обязанностей в качестве директора департамента общественных связей правительства Ярославской области приступил Павел Исаев. На посту он заменил
15.11.2012«Из подростков созидаются поколения» День рождения Фёдора Михайловича Достоевского отмечает Ярославский центр семейного чтения его имени – в восемнадцатый раз, программой во Дворце культуры