В Национальном исследовательском центре (НИЦ) телевидения и радио также не поддерживают идею создания подобного органа, поскольку он, по мнению одного из членов НИЦ – журналиста Владимира Батурова, будет слишком коррумпирован. Эксперты предлагают свою альтернативу:
– Мы за то, чтобы в действующий закон «О средствах массовой информации» были внесены поправки, которые бы позволили самим теле- и радиоорганизациям, имеющим финансирование из бюджета, создавать свои наблюдательные советы, в которые были бы включены представители общественности и их мнение учитывалось при реализации программной политики, – заявил директор НИЦ Алексей Самохвалов.
В советы при телеканалах на общественных началах должны войти люди, не имеющие отношения к телевидению или радио, например, представители печатных и интернет-СМИ, художественной интеллигенции, Академии наук, политических партий, бизнеса. Сотрудник НИЦ Александр Анциферов призывает не изобретать велосипед, а обратиться к опыту западных стран, где подобные организации наделены тщательно прописанными и не допускающими двоесмыслия полномочиями. Владимир Батуров привёл в качестве примера родительский совет по телевидению в США, в который входит 12 миллионов человек. В случае недовольства какой-либо программой он воздействует на канал через ассоциацию рекламодателей – это очень эффективная мера.
– Из общенационального достояния крупные каналы распространения информации – как радио, так и телевидение – превратились в коммерческие проекты, – отметил тележурналист, эксперт в области религиозного вещания Борис Костенко. – Родители хотят, чтобы дети, включая телевизор, получали что-то важное и интересное с воспитательной точки зрения, а их всё время развлекают, показывают криминальные ужасы, пропагандируют гламур. Так что в некоторых семьях телевизор просто выбрасывают.
По его мнению, общественные советы при телеканалах должны аккумулировать и формулировать мнение общества, которое протестует против сложившейся ситуации на телевидении.
– Государство не имеет внятной политики в области государственных СМИ и регулирования этого рынка. Ведь это не просто рынок сбыта, а рынок, который воздействует на психику и социологизацию нашего общества, в том числе молодого поколения, – резюмировал Костенко.