Среди авторов такие знаковые в пространстве современной монументальной живописи имена, как академики, народные художники России Игорь Пчельников, Алексей Талащук, Николай Мухин, член Совета по искусству и культуре при президенте страны, народный художник России Андрей Ковальчук, заслуженные художники Александр Карих, Григорий Дервиз, профессор Светлана Пономаренко, художники Феликс Бух, Михаил Селищев, Андрей Жевакин и многие другие.
– Я высоко оцениваю эту выставку и как художник, участвующий в ней, и как член выставочного комитета, проделавший вместе с коллегами достаточно жёсткую работу по отбору произведений и по созданию концепции их экспонирования, – отметил академик Российской Академии художеств Николай Мухин. – На мой взгляд, выставка получилась сдержанно-благородная, не «выпендрёжная», и в тоже время в ней представлены практически все виды и направления современного монументального искусства – эскизы, модели композиций, большое количество фотографий уже созданных монументальных объектов, мозаика, витраж, фреска, эмаль, гобелен…. Даже включённые в экспозицию произведения станковой живописи отличаются конкретной «привязкой к местности».
– Как отметил ваш коллега, академик Игорь Пчельников, «связь со средой является принципиальным отличием монументального искусства от прочих видов искусств».
– Совершенно верно. Художника-монументалиста вообще отличает большая ответственность и перед произведением, и перед зрителем.
– Ярославль становится своеобразной художественной Меккой: весной этого года здесь прошла крупнейшая выставка произведений художников Цент-рального региона, теперь вот монументалисты всей страны облюбовали наши выставочные залы. С чем это связано?
– Это очень хорошая на самом деле взаимосвязь. Ярославское отделение пользуется очень хорошей репутацией в Союзе, ярославские художники-монументалисты считаются одними из самых авторитетных в стране, и факт размещения российской выставки в наших стенах свидетельствует о том, что нам доверяют, с нами считаются. Насколько я могу судить, ярославцы эту выставку украсили. Это и Александр Карих, и Леонид Малафеевский, и Андрей Жевакин, и ваш покорный слуга, и бригада Александра Серикова… Нам есть чем гордиться.
Что касается самого Николая Александровича, то вне контекста данной выставки он в настоящее время отдаёт предпочтение занятиям станковой живописью, говорит, что «поскольку двенадцать лет менял одни строительные леса на другие, расписывая храмы, успел стосковаться по мольберту». Однако в заделе у него и проекты по реконструкции двух храмов, не считая, как шутит Мухин, «общественно-бесполезной деятельности». (Николая Александрович – член Совета по культуре и искусству при президенте страны).
Встретившиеся же после долгой разлуки художники-монументалисты со всех концов России не только радовались долгожданной встрече и творческим удачам друг друга, но и пытались в кулуарах выяснить, насколько сегодня востребовано то занятие, которому они посвятили всю свою жизнь.
– В наше время живёт и работает достаточно много художников-монументалистов, но количество заказов резко упало. Государственный заказ почти полностью исчез. Исчезли в нашей профессиональной жизни такие понятия как «синтез», «городская среда», «комплексные решения городских пространств». Очень жаль, что монументальное искусство нашим современным обществом оказалось невостребованным. Хотя множество новых и реставрируемых храмов расписываются… – сетовал народный художник России Игорь Пчельников.
– Вопрос в том, что сегодня считать монументальным искусством, – не согласен ростовский эмальер Михаил Селищев. – Храмовая роспись, конечно, развивается по своим законам, но когда я вижу копии известных икон и под ними авторскую подпись, я недоумеваю: если это сделано сознательно, то это чистой воды плагиат. Я сам, как художник-монументалист, в годы ученичества столько этих копий сделал, но мне в голову не приходило, к примеру, под иконой Дионисия поставить подпись «Селищев». Но если подобное копирование есть для нас норма, то профессиональный союз можно просто заподозрить в творческой импотенции.
Известный же столичный художник Феликс Бух, успевший до открытия выставки побывать в Митрополичьих палатах, где размещена знаменитая ярославская коллекция икон, нашёл явную преемственность поколений и традиций, и это обстоятельство восхитило его.
Однако вряд ли рядовые посетители выставки будут столь глубоко копать. Вот и меня, в частности, больше интересовали проблемы насущные.
– Неужели вы, профессионалы, не можете повлиять на формирование городской среды в сфере рекламы? Тем паче, что у Ярославского отделения Союза художников есть прекрасная практика в сфере социальной рекламы, я имею в виду размещение репродукций картин местных живописцев на рекламных щитах…
– Художники могут и готовы выполнить любой социальный заказ, – не задержался с ответом Николай Мухин, – вопрос в другом: надо формировать вкус граждан, среди которых есть и бизнесмены, заказывающие и оплачивающие ту самую безвкусную рекламу, что у всех вызывает только глухое раздражение, необходимо влиять на вкус градоначальства, а это уже… прерогатива журналистов. Именно такие выставки как эта призваны формировать вкус наших потенциальных заказчиков, а задача прессы – донести информацию о существовании такого направления в искусстве как монументальное до самых широких слоёв населения.
Вот и поговорили. Сошлись на том, что монументальное искусство столь фундаментально, что искоренить его не удастся никаким силам. Художники будут творить и впредь (как пел Булат Окуджава: «Вы рисуйте, вы рисуйте – вам зачтётся!»), а журналисты по мере своих скромных сил – формировать общественное мнение в их пользу.
– Мы неистребимы и живучи! – пошутил заслуженный художник России Александр Карих.
Хотя, если отбросить в сторону все эти профессиональные страсти и кулуарные разговоры, выставка действительно заслуживает того, чтобы на ней побывать.