Затем мастер обмакнул в краску кончики пальцев и в считанные минуты на стекле рабочего стола появился рисунок – барышня бежит по аллее, приподнимая руками подол длинного белого платья. Обступившие художника со всех сторон зрители восхищённо вздохнули…
Так, в рабочем режиме в Ярославском художественном музее началась презентация выставки Александра Петрова «Моя любовь». Сотворение фильма». Эта необычная выставка посвящена анимационному фильму «Моя любовь», созданному знаменитым режиссёром и художником-аниматором по роману Ивана Шмелёва «История любовная». На сегодняшний день эта картина завоевала уже семнадцать высших наград на престижнейших анимационных фестивалях мира: ей аплодировали в Японии, Германии, Сербии, Иране, Австралии, Бразилии, Швейцарии. На международном фестивале православных кино- теле- и радиопрограмм «Радонеж-2007» фильм «Моя любовь» был признан лучшим христианским фильмом года, а его автор был награждён одной из высших наград Русской православной церкви – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.
– Иван Шмелёв – автор православный, глубоко верующий, и мне хотелось соответствовать ему и его пониманию жизни, – отметил Александр Петров.
Выставка «Моя любовь». Сотворение фильма» предоставляет уникальную возможность познакомиться с творческим процессом, особенностями искусства анимационной живописи, авторской «кухней» – святая святых, куда обычно вход посторонним, то есть зрителям, строго запрещён. Впрочем, сам художник к своим рабочим материалам относится снисходительно, говорит, что «рисунок – это солдат, который должен умереть ради победы».
– Вы поймите, что каждый набросок – это лишь атом, и главное для меня, чтобы из этих атомов получилась единая вещь – то действие, которое и происходит в итоге на экране.
Однако куратор выставки искусствовед Нина Голенкевич с художником по данному вопросу категорически не согласна.
– Эти этюды самоценны, каждый кадр можно рассматривать как отдельное произведение живописи, – возражает она, – уж поверьте мне, это я вам как искусствовед говорю.
Работа художника-аниматора требует бесконечного терпения. Только на одну секунду экранного времени нужно двенадцать рисунков, а каждая сцена, длящаяся две-три секунды, – это неделя кропотливого труда. Фильм «Моя любовь» длится 26 минут. Путём несложных вычислений получаем ошеломляющую цифру – фильм вместил 18720 авторских произведений!
– В экспозицию выставки вошли лишь последние фазы из снятых сцен, – поясняет художник, – это далеко не самое лучшее, но, увы, единственное, что осталось.
В основе собирательных образов – реальные люди, и это усиливает впечатление от фильма. Так, прототипом одной из главных героинь анимационной ленты – горничной Паши – стала жена сына Александра Петрова, Дмитрия. Прототипом главного героя – гимназиста Антона – тоже стал реальный человек, его нашёл продюсер фильма.
– Когда мы познакомились, Гриша, так на самом деле зовут юношу, ставший в нашем фильме «лицом» главного персонажа, был школьником, он тоже переживал свою первую большую любовь… Словом, всё совпало самым чудесным образом. А вообще типажей для фильма где мы только не отлавливали, нас однажды даже чуть не арестовали на вокзале.
Сын Александра Петрова Дмитрий также участвовал в создании фильма «Моя любовь», только уже не в качестве прототипа, а художника: он работал над сценами любовных фантазий, мечтаний и горячечного бреда главного героя.
Александр Константинович Петров – режиссёр, художник, аниматор. Член Союза кинематографистов России, член международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии. Лауреат двух Государственных премий (1990, 1995), обладатель премии американской киноакадемии «Оскар» (2000), национальной премии «Ника» (2006), награждён призами и дипломами целого ряда российских и международных кинофестивалей.
В формате выставки «Моя любовь». Сотворение фильма» зрителям будет предоставлена редкая возможность – не только познакомиться с рабочими материалами по созданию фильма, но и посмотреть его, что бесконечно ценно, поскольку ленты подобного уровня, увы, – почему-то редкие гости на телевизионных экранах.
Сюжет разворачивается в купеческом Замоскворечье XIX века. Это история 16-летнего подростка гимназиста Антона и его первой любви. Всё, как в книжке и с некоторыми вариациями. Реальные действия – в дымке мечты, мечта – в дымке реальности. Подросток, встречающий первые чувства – любовь, страсть, разочарование. Это первая любовь, которая против рассудка. Против воли. Любовь, которую если теряют, то не забывают никогда.
На вопрос, какой возрастной аудитории предназначена эта лента, художник ответил:
– А как вы думаете, для кого писал Левитан или Рембрандт – для детей или для взрослых? Могу только сказать, что я отношусь к своей работе очень серьёзно и, когда работаю, вообще не думаю об аудитории: я делаю фильм, который в первую очередь интересует меня самого.
– Ваши ленты – это экранизация литературных сюжетов. Вы не пробовали сами сочинять истории?
– Я не думаю, что это на самом деле так важно – кто именно придумал сюжет. Лично мне проще находить сюжеты в литературе. Главное, чтобы писатель, придумавший ту или иную историю, был хорошим партнёром для длительного диалога, потому как процесс создания фильма занимает очень много времени.
Как зритель, которому уже посчастливилось посмотреть фильм «Моя любовь», могу вам сказать, что он – уникален. После первых минут просмотра забываешь о том, что на экране – мультипликация, и следишь только за удивительно романтичным и драматичным сюжетом, разворачивающимся перед тобой. Автору удалось соединить живопись высокого уровня и кинематограф, более того – максимально приблизить анимацию к серьёзному игровому кино.
Настоящий художник никогда не останавливается на достигнутом, он – всегда в поиске. Сейчас Александр Петров задумался о создании нового большого фильма. О сюжете он умалчивает («не говори гоп…»), сказал лишь о том, что формат фильма будет как минимум часовой. А для этого ему нужна команда единомышленников.
– Один я, конечно, тоже могу снимать, но боюсь: это будет так долго по времени, что не найдёт понимания у продюсеров.
Итак, у молодых художников, имеющих за плечами некоторое академическое образование – художественную школу или училище – и желающих попробовать себя в жанре анимации, есть уникальная возможность поработать с замечательным режиссёром, художником и аниматором Александром Петровым. Главные требования, которые мастер предъявляет к своим будущим студентам, это – «терпение и поменьше амбиций».