Уважили асов, дабы напомнить зрителям, что «Руссар» в Ярославле не просто главная «тусовка» фотографов всех поколений, а единственная в городе обучающая студия, дали «зелёный свет» молодым и ещё «неоперённым». Любят и они читать по лицам, есть и среди них зоркие пейзажисты и репортёры – об этом в другой раз. На вернисаже мы поинтересовались новостями у старожилов студии. От лауреата многих конкурсов авиаинженера Алексея Гриднева в ответ получили краткий комментарий к его новой работе, снятой в День Победы.
Седая женщина с букетом цветов гордо держит – так, чтобы все видели – самодельный плакат с портретом вождя и учителя, увеличенным изображением ордена Победы и таким текстом: «Дорогой товарищ Сталин, на кого ты нас оставил?».
– Когда 9 Мая увидел на улице эту замечательную бабушку, сразу понял, что это моя удача. Кому как, а мне по душе такая преданность идее, – поясняет автор.
Про связь времён в искусстве фотографии нам на личном примере объяснил на вернисаже другой именитый студиец Геннадий Джузенов. В его семье это занятие, можно сказать, фамильное. Хорошо снимал отец его супруги, по профессии музыкант Борис Иванов. Его чёрнобелым ярославским городским пейзажам времён «хрущёвской оттепели» (с трамваем у Волковского театра, пляжными грибками на нижней Стрелке, вёсельными лодками на Волге) «Руссар» отвёл целый раздел в только что изданном буклете «Ступени времён».
Геннадий подвёл нас к снимку с копнами, уложенными посовременному машинным способом. Таким увидел образ осеннего поля его сын Марат, менеджер по роду занятий, дебютант выставок «Руссара».
– Ехали както недавно на машине с дачи, – рассказывает Джузеновстарший. – Рассеянно смотрели по сторонам, я вспоминал, как нас, ИТР, в советские времена посылали помогать селу и как я научился там не только косить, но и косу отбивать. Сын меня слушалслушал и вдруг нажал на тормоза. Выхватил у меня камеру. И получился у него этот вот «Сенокос».
Собеседника Всеволода Ссорина трудно было не узнать с первого взгляда. Стояли они как раз возле кадра, где «в городском саду играет духовой оркестр». Играет он, правда, не в городском саду – на танцевальном пятачке на Волжской набережной, но восславил корифей российского фотолюбительства именно духовой оркестр, причём последний любительский в Ярославле завода топливной аппаратуры, там Всеволод Ссорин с молодых лет служит инженеромконструктором.
Главное действующее лицо кадра – его коллега и старинный приятель Аркадий Белов (на снимке).
– Долго не давался мне Аркадий, – раскрывает автор свои творческие секреты. – Целый месяц я, как на работу, ходил на набережную с камерой.
– Как видите, – поддерживает разговор музыкант, – играю на баструбе, люблю этот инструмент за его, я бы сказал, мужской нрав. Таков он не только изза своего веса. Звучит весомо! Недаром большой трубе поручают соло на военных парадах.
...Первую и самую короткую рецензию авторы «Избранного» сходу получили от директора историкоархитектурного и художественного музеязаповедника Елены Анкудиновой.
– Вы все здесь художники, – отчеканила она на открытии выставки.
Директор знает, о чём говорит. У музея интерес к народной студии вполне предметный. Три года назад в его стенах впервые открылась выставка «Руссара» под девизом «Искусство видеть мир». А теперь гостья пришла с деловым предложением: музей хотел бы показать у себя на выставке под тем же девизом и коллекцию «Избранного».