Для жителей Ярославского региона уже давно не является секретом, что по уровню вводимого жилья Ярославская область занимает предпоследнее место среди всех субъектов Федерации Центрального федерального округа. И это при том, что по уровню ежемесячных доходов населения Ярославская область уступает только Москве и Московской области. Понятно, что достаточными финансовыми средствами располагают в основном жители областного центра, а Ярославль начинает приобретать славу одного из самых дорогих городов России. Во всяком случае в ярославских автосалонах приобрести новый автомобиль иностранного производства возможно лишь спустя полгода после оформления заявки.
В этом нет ничего предосудительного. В данном случае спрос опережает предложение, но он же, как известно, его и диктует. Такие автогиганты, как «Форд», «Рено», «Тойота», «Ниссан», «Пежо-Ситроен» уже развернули или в ближайшее время планируют разместить своё производство в России. Похожая ситуация складывается на российском рынке жилья. Но только не на ярославском. На сегодняшний день жители Ярославля готовы приобрести до шестисот тысяч квадратных метров жилой площади. Да, не в один день, да, с привлечением заёмных средств, да, кому-то необходима банальная «однушка», кто-то претендует на хоромы из шести комнат.
Парадокс состоит в том, что с приобретением элитного жилья проблем в Ярославле нет. Именно на него с подачи ярославских властей ориентирован инвестор. «Кровью и потом» выбивая разрешение на строительство и заветный участок под застройку, он готов подождать солидного клиента и получить приличную прибыль. Строить одно- и двухкомнатные квартиры, даже расходящиеся как «горячие пирожки», инвестор побаивается, поскольку место на рынке жилья сегодня не гарантировано почти никому.
Увеличение объёмов строительства одновременно со снижением издержек и, соответственно, стоимости возможно при условии строительства типового жилья. Но это должен быть масштабный и долгосрочный проект. В определённой степени прототипом такого проекта могла бы стать совместная программа строительства жилья администрации области и правительства Москвы «Строим вместе», разработанная мэром Москвы Юрием Лужковым и губернатором Анатолием Лисицыным. Тысячи ярославских семей стали счастливыми новосёлами, приобретая квартиры на ранних этапах строительства. К моменту сдачи жилья его стоимость вырастала на порядок.
Интересная схема малоэтажного строительства в муниципальных районах апробируется администрацией Ярославской области уже в этом году. Действия областных властей понятны и прозрачны. Нет сомнений, что регион исправит неутешительные показатели «жилищной» статистики. Вот только насколько поможет ему в этом Ярославль? Пока же складывается устойчивое мнение, что руководство города в силу каких-то причин тормозит процесс жилищного строительства в об-ластном центре.
По итогам первого полугодия 2007 года в Ярославле введено в строй всего 65,3 тысячи кв. метров жилой площади. Из-за высокой стоимости жилья по программе жилищных сертификатов в течение полугода сумели реализовать такие сертификаты только пять семей из 183, нуждающихся в жилье.
Вот как комментирует ситуацию директор департамента строительства Ярославской области Константин Устюгов:
– Действительно, возможности жилищного строительства в Ярославле раскрыты ровно наполовину. Это подтверждается итоговыми цифрами первого полугодия. Объёмы ввода нового жилья могли бы быть гораздо большими. Организации стройиндустрии региона загружены сегодня на 64 процента. Резервы у Ярославля огромны. При этом мэрия Ярославля заявляет, что по итогам года областной центр выйдет на метраж 210 тысяч кв. м. И это несмотря на то, что последние исследования уровня платёжеспособного спроса ярославцев свидетельствуют о годовой потребности не менее 600 тысяч кв. м, что гораздо выше существующих объёмов строительства. Мы должны ориентироваться на максимальную потребность, добиваться стопроцентновозможного ввода жилья. Только такая постановка вопроса отвечает интересам жителей Ярославля и всей строительной отрасли, мощности которой сегодня на одну треть не востребованы.