Как выяснилось, часть территории Ярославский судостроительный завод – а речь далее пойдет именно о нем – в связи со значительным снижением объемов производства вынужден был продать. Проходная нашлась, выглядела она не так внушительно, как раньше, но функции свои выполняла. С соблюдением всех формальностей на завод мы попали и увидели вполне оптимистическую картину.
В цехах стоял грохот монтажных работ, сверкали огни сварки. На стапелях – разнокалиберные суда. Главный же корабль, в честь которого сегодня на заводе праздник, уже стоял у самого берега, готовый к спуску на воду. Называется он скромно – малый сторожевой, на борту надпись «Береговая охрана». Построен ярославскими корабелами по заказу Федеральной пограничной службы и предназначен для работы в прибрежных и островных районах. Кораблик оборудован самыми современными системами навигации, необходимым по штату вооружением, мощной двигательной установкой, что позволяет ему очень эффективно выполнять свои функции. После доводочных работ и испытаний и сегодняшний новорожденный отправится к постоянному месту дислокации для несения боевой службы.
Заводчане вспоминают, что первенец этой серии, выпущенный в плавание еще в далеком 1984 году, умудрился полностью окупить свою стоимость менее чем за год. Тогда с его помощью были перехвачены и затем арестованы несколько иностранных рыбацких шхун, занимавшихся браконьерством в наших дальневосточных морях.
После длительного затишья тяжелых для завода 90-х годов в цеха возвращается жизнь. По заказам норвежцев строятся рыболовецкие сейнеры, возможно строительство для них же аварийно-спасательных судов для обеспечения безопасности нефтегазодобывающих установок на морском шельфе. В целом заводчане сейчас полны оптимизма по поводу будущего завода. Последние правительственные решения о создании Объединенной судостроительной корпорации и кардинальном улучшении дел в судостроительной отрасли России только укрепляют эту уверенность.
Предприятие, надо признать, многое потеряло в 90-е годы. Квалифицированные спецы вынуждены были искать хлеб на стороне. И главная задача теперь – восстановить кадровый потенциал, подготовить новых специалистов судостроительного дела. Руководство рассчитывает на единственное оставшееся в заводской собственности общежитие для размещения молодых специалистов.