Современное заготовительное предприятие системы вторресурсов не сравнить с прежними советскими утильками, заваленными горами металлолома. В цехах «Вторцветмета» все разложено по полочкам, чисто и просторно. Разобранный по сортам лом долго не залеживается. И только в специально отведенном ангаре хранится без движения смесь из проводов, баков от стиральных машин и пищеварочных котлов и даже какие-то металлоконструкции вроде порезанной автогеном вышки или мачты.
– Здесь лежит лом, конфискованный милицией у криминальных заготовителей, – говорит сопровождающий меня по территории заместитель генерального директора ОАО «Вторцветмет» Евгений Котов. – Мы согласились взять это на ответственное хранение с условием, что будем иметь преимущественное право его реализовать. Но вот уже не первый год лом лежит, а разрешения нет, несмотря на все наши обращения в различные инстанции.
Тут есть даже лом, конфискованный пять лет назад. Раньше мы сдавали ангар в аренду и имели от этого доход. Теперь его лишаемся.
Всего этого нереализуемого добра на складах в Ярославле около 10 тонн. Еще столько же в районах и Рыбинске. Получается, что преступления раскрыты, похищенное изъято. Есть решения суда о конфискации и реализации краденого в пользу государства. Но дело зависло.
Скоро вывезут последний гвоздь
Хищение изделий из черных и цветных металлов стало государственной проблемой 12 – 13 лет назад. Наверное, эффективные законодательные ограничения в сфере обращения лома Госдумой будут приняты только тогда, когда из России за рубеж вывезут не только последний самовар, но и последний гвоздь.
Число хищений металлоизделий в нашей области выросло с 427 в 2003-м до 630 в 2004 году. Срезано за год 76 километров алюминиевых проводов. Поскольку доступного алюминия и меди уже осталось мало, растет воровство чугуна и стали. В советские времена мы были первыми в мире по их выплавке, сегодня – по скупке краденого чермета и вывозу за рубеж.
По данным областной ГИБДД, в прошлом году у расхитителей конфисковано 29 тонн цветных металлов против 41 тонны в 2003-м. Зато чермета почти в два раза больше: в 2003 году 65,6 тонны, в прошлом – почти 122. Если два года назад энергетики всерьез рассчитывали проект замены алюминиевых проводов менее притягательными для ворья стальными, то теперь «Ярославльводоканал» вынужден менять чугунные люки и крышки колодцев на бетонные.
УВД расписывается в бессилии и слабости законодательной базы. Увеличились кражи металла в Заволжском районе Ярославля, в Рыбин-ском, Гаврилов-Ямском, Пошехонском, Тутаевском муниципальных округах. В июне комитет по экологии Госдумы РФ пообещал вынести на рассмотрение парламентариев законодательную инициативу Госдумы Ярославской области о введении между юридическими лицами только безналичных расчетов за сданный металлолом. Но поддержали нашу область пока только воронежские депутаты. Все предыдущие инициативы ввести сбор лома в цивилизованные рамки встречали сопротивление предпринимателей и мощное лобби «металлистов» в Госдуме.
бдят четыре пары глаз
И вот на этом фоне возникает совершенно абсурдная ситуация. Даже та небольшая часть украденного лома, которую удалось отнять у грабителей и конфисковать, пять лет лежит без дела.
Почему так происходит, мне рассказал директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности администрации области Николай Непряев:
– Законодатели не только ограничили борцов с хищениями металла всевозможными препонами, но еще и изобрели столь сложный бюрократический конвейер прохождения документов на реализацию краденого, что его впору вернуть похитителям: наплачешься, сочиняя бумаги.
Конвейер этот, как я понял, устроен, чтобы борцы с любителями присвоить провода, рельсы и канализационные люки, представляющие пять региональных и федеральных учреждений, чего доброго, сами не воспользовались похищенным. Поэтому за каждым бдят как минимум еще четыре пары глаз.
УВД и ГИБДД задерживают подозрительный груз и, не обнаружив должных сопроводительных документов, конфискуют либо, что бывает реже, за руку ловят похитителей на месте преступления и отбирают добычу. Постановление о конфискации должен принять суд, после чего в дело вступают судебные приставы. Но за ними бдит региональное отделение фонда федерального имущества (РФФИ), ибо конфискат можно реализовать лишь в доход государства. Но за местными отделениями фонда до прошлого года присматривал столичный РФФИ, а с нынешнего года их контролируют межрегиональные отделения (за ярославцами смотрят из Твери).
Для этого лома нет приема
Иллюстрацией к бумажной круговерти служит переписка начальника управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка (УБППР) полковника милиции Сергея Галанцева с главным судебным приставом по Ярославской области Игорем Менько: «Направляю вам постановления районных судов для возбуждения исполнительного производ-ства в отношении лиц, у которых за допущенные нарушения лом цветных и черных металлов подлежит конфискации. Приложения: 63 постановления судов».
16 марта этого года управление судебных приставов за подписью и. о. заместителя руководителя Елены Франтовой докладывает в департамент государственного регулирования, что управлением милиции в адрес приставов направлено 63 постановления судов, из них «возвращено 44 постановления, вынесенных судами в 2001, 2002, 2003 годах, в связи с истечением срока их предъявления для исполнения».
– Законным путем реализовать этот лом, – комментирует мой резонный, исторически русский вопрос «что делать?» Елена Франтова, – практически невозможно. Суды, скорее всего, не будут заниматься повторным разбором однажды решенных дел. Просто теперь этого лома как бы и нет. Можно только в обход закона под личную ответственность местного руководства дать разрешение на реализацию. Но кто и ради чего на это пойдет?
– А что же три года подряд делали УБППР и суды с конфискованным ломом и делами на правонарушителей?
– Не надо сейчас поднимать в печати этот вопрос, – ответил по телефону Сергей Галанцев. – У нас вновь конфискованного лома много, и мы наконец-то определили механизм реализации. Это было непросто. Противоречий в федеральном и местном законах много.
Как выяснилось, до 2000 года вообще не было ясного механизма реализации любого конфиската. К 2001-м определились только с алкоголем. Госдума области из лучших побуждений в 2000 году приняла местный закон о борьбе с незаконным оборотом лома, включая механизм реализации. «Металлистов» и сборщиков без лицензии и специальных записей о происхождении лома стали задерживать, краденое конфисковывать. УВД направляло дела в суды, суды возвращали, ссылаясь на противоречия местного закона с федеральным. В довершение всего местный закон был опротестован прокуратурой как вредный для развития предпринимательства и не соответствующий российскому законодательству. Последовали попытки администрации и Думы согласовать областной закон хотя бы в урезанном виде, но при этом из него выпало большинство новаций. В этой мороке и прошли три года, к исходу которых суды приняли-таки запоздавшие решения о конфискации.
Судьба двадцати девяти свежих судебных постановлений тоже пока не ясна. По сообщению пристава-исполнителя Дзержинского отдела управления судебных приставов, «...по 11 предъявленным исполнительным документам 23 декабря прошлого года вынесены постановления о возвращении дел в суд ввиду несоответ-ствия их требованиям федерального закона «Об исполнительном производ-стве». То есть, по-русски говоря, какие-то запятые судьи пропустили или буквочки. Эти постановления Дзержинского отдела так и не вернулись. С 18 другими постановлениями, достигшими, казалось бы, последней разрешающей инстанции – центрального РФФИ в Москве, произошла и вовсе неприятная история. Как раз на исходе декабря прошлого года бдящей за областью инстанцией сделали отделение РФФИ в Твери. Бумаги пришлось возвращать из Первопрестольной и пересылать новому адресату.
– Ответа на них тоже нет, – сообщила мне начальник отдела областного РФФИ Светлана Виноградова. – С начала этого года к нам не пришло ни одного разрешения из Твери на реализацию хотя бы килограмма лома. Путь денег от реализации конфиската в государственную казну стал бы короче, если бы право на разрешение продать лом доверили местным отделениям РФФИ.
Незаинтересованность – еще одна и, пожалуй, главная причина, почему пять организаций в течение пяти лет не могут решить простой задачи продать конфискованный лом. Нет заинтересованности, нет и большого желания разгребать бюрократическую рутину. Проще отписаться.