Трибология – наука о трении. Только на потери, связанные с трением и износом, расходуется до трети энергии, вырабатываемой в мире. Крупнейшие машиностроительные компании и научные центры на разных континентах работают над тем, как обеспечить эффективное торможение машин, с одной стороны, и минимальный износ трущихся поверхностей – с другой. Ярославль – так уж сложилась его история – стал одним из ведущих в мире центров науки трибологии и производств, связанных с реализацией современных технологий торможения и скольжения.
В шестой раз за последние 18 лет здесь на базе ОАО «ТИИР», бывшего Всесоюзного научноисследовательского института асбестовых технических изделий (ВНИИАТИ), а ныне одного из ведущих в России производителей тормозных колодок, накладок и колец сцепления для автомобилей и других транспортных средств, проводится международный симпозиум по фрикционным изделиям и материалам («ЯРОФРИ2006»).
140 ученых и специалистов, руководителей фирм по производству деталей тормозов и сцеплений из России, США, Китая, Нидерландов, Германии, Италии, Армении, Австрии, Украины и Белоруссии собрались в конференцзале ОАО «ТИИР», чтобы обсудить актуальные проблемы удовлетворения технических, экологических и экономических требований к фрикционным изделиям и материалам. Важность и актуальность научнопрактического форума в условиях роста транспортных потоков и скоростей подчеркнул в своем приветствии участникам конференции мэр Ярославля Виктор Волончунас.
Организаторами симпозиума под эгидой ассоциации инженеровтрибологов России (АИТ), Российской инженерной академии и национального комитета по трибологии на этот раз выступило ООО «ФРИТУМ», в которое входят все российские производители асбестовых и безасбестовых материалов, в том числе ярославские компании «ТИИР», «Фритекс» и «МАРКОН».
– Трибологический центр, созданный в Ярославле на базе ОАО «ТИИР», – сказал сопредседатель оргкомитета симпозиума, профессор, доктор технических наук, вицепрезидент Академии инженеров транспорта РФ Юрий Лужнов, – явление посвоему уникальное. Современное промышленное предприятие, созданное на базе опытного завода института, не только сохранило научное ядро и положение лидера в разработке и применении фрикционных материалов, но и каждые три года собирает в своем зале ученых и специалистов со всего мира, предоставляя им возможность обмена опытом. Для нас информация о разработках зарубежных коллег очень полезна. Не секрет, что на потерю энергии внутри наших машин подчас расходуется половина их мощности. Поэтому, в частности, некоторые зарубежные модели автомобилей расходуют в два раза меньше топлива, чем наши. Но и зарубежные гости конференций «ЯРОФРИ» подчас нуждаются в помощи российских ученых и специалистов. Приведу такой пример. На одном из международных симпозиумов представители фирмы «Боинг» рассказали, что изза несовершенства тормозных устройств при посадке тяжелых самолетов подламываются стойки шасси, случаются аварии. Наши инженерытриботехники совместно с учеными США шесть лет работали над этой проблемой и сумели создать безаварийные системы торможения лайнеров.
Симпозиум в Ярославле продлится три дня. Его участники совершат экскурсию по Ярославлю, побывают в Толгском монастыре.
* * *
На правах рекламы