«Долгосрочные интересы Союзного государства диктуют необходимость развития автомобильной промышленности... В июне 1998 года постановлением Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России была утверждена союзная программа «Развитие дизельного автомобилестроения».
Основные задачи программы состоят в объединении усилий четырех белорусских предприятий по производству автомобильной техники и четырех российских по производству дизельных двигателей и топливной аппаратуры для достижения следующих основных целей:
– вывод из кризисного состояния автомобильных и моторостроительных заводов – участников межгосударственной программы и стабилизация их финансово-экономического состояния;
– создание конструкций и организация производства конкурентной дизельной автомобильной техники за счет технического перевооружения предприятий;
– увеличение объемов производства и реализация продукции указанных предприятий.
В результате реализации совместной программы «Развитие дизельного автомобилестроения» завершена отработка конструкций двигателей Ярославского моторного завода, топливной аппаратуры и автомобилей МАЗ для обеспечения требований норм Евро-2 по экологии и безопасности. Автомобильная техника сертифицирована.
Правительство России дало высокую оценку работам, выполненным в рамках программы. Автомобилестроители России и Белоруссии удостоены премии Правительства РФ за 2002 год за разработку и освоение производства в ОАО «Автодизель» нового семейства дизельных двигателей многоцелевого назначения, отвечающих международным требованиям в части выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
...Логичным продолжением «старой» программы должна стать разработанная под эгидой Минпромнауки РФ и Минпрома Белоруссии и при активном участии ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРус-Авто» программа Союзного государства – «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года».
Программой предусматривается до 2005 года завершить разработку конструкций дизельной автотранспортной техники, отвечающей требованиям норм Евро-3 по экологии, экономичности, безопасности и надежности, приступить к ее выпуску и до 2008 года создать необходимые мощности для ее производства в количествах, обеспечивающих потребности рынка. Одновременно в период с 2006 до 2008 года предусматривается создать перспективные конструкции, обеспечивающие выполнение требований Евро-4.
Ожидаемые основные результаты реализации программы. Годовой выпуск автомобильной продукции на период освоения запланированного выпуска – около 134 млрд. рублей.
Бюджетная эффективность за время реализации программы (за счет налоговых отчислений и платежей во внебюджетные фонды) – около 67 млрд. рублей.
Предотвращенный экологический ущерб от реализации программы – около 77 млрд. рублей.
Сохранение, а в перспективе увеличение количества рабочих мест на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях.
Сохранение секторов рынка большегрузных автомобилей за отечественными товаропроизводителями, что особенно важно в преддверии вступления России в ВТО...».
Итак, планы у руководства Союзного государства действительно громадные. И Ярославлю в них отводится важнейшее место. Президент Белоруссии Александр Лукашенко даже назвал наш город «моторным сердцем» Союзного государства.
Когда материал готовился к печати, из Москвы пришло сообщение, что на состоявшемся 1 октября заседании Совмина Союзного государства по предложению Ивана Макушка было решено внести в повестку очередного заседания вопрос о порядке реструктуризации задолженностей по кредитам, выданным из союзного бюджета, включая и программу развития дизельного автомобилестроения. Напомним, что глава союзного информагентства Макушок давно говорил о необходимости списания долгов трем предприятиям Ярославской области, занятым в программе «Союзный дизель».