...Волга всегда славилась силачами. И гордилась ими. У грузчиков была своя профессиональная гордость, не позволявшая отказаться даже от груза, который не всякая лошадь могла сдвинуть с места. В начале минувшего века славился грузчик Батуков, вполне заменявший подъемный кран. Он свободно переносил тяжести до 30 пудов (около 500 кг). В то время как никто из его товарищей не мог закрутить рычаг силомера более чем на 220 градусов, Батуков поворачивал его до отметки 280.
Перенесемся на несколько десятков лет назад. Речь пойдет о работнике Ярославского резино-асбестового комбината (тогда тот еще не был разделен на отдельные предприятия) Александре Владимировиче Гликине, невероятные силовые «номера» которого поражали современников.
У этого человека была уникальная профессия – силач. Именно профессия. В плотно уставленном станками цехе, где надо было поднять и переместить большой груз, а кран подогнать невозможно, выручали богатырские мускулы Гликина. Он приходил на помощь многим заводам и фабрикам, выручая их от длительных простоев и вынужденных убытков. По личному предложению народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе его направляли для работы на особо важных предприятиях, которые строились и реконструировались в 30-е годы.
Ярославцы, прочитав в газете «Северный рабочий» о работе Гликина, вначале никак не могли поверить. Трудно представить, что человек поднимает с земли груз в 1000 килограммов – тонну! – и носит на плечах до 40 пудов, передвигает тяжести до 5 тонн, заменяет один целую бригаду такелажников. Но Гликин заставил замолчать даже самых завзятых скептиков. До сих пор рассказывают в Ярославле, будто он, когда особенно его досаждали поклонники, не имеющие возможности побывать в цехе, где он работал, окружали Александра на улице, а он, чтобы отвязаться, приподнимал вагон трамвая, а затем вновь ставил на рельсы.
В личном архиве Гликина сохранилось немало интересных документов, каждый из которых – тема для рассказа.
Вот, к примеру, заключение комиссии медиков и представителей одного из луганских заводов, сделанное в 1929 году: «Комиссия наблюдала переноску тяжестей А. В. Гликиным в размере 12 пудов на расстояние 8 – 10 метров при неудобной обстановке, подъем токарного станка весом 30 пудов с перестановкой одного конца на другое место и подъем верхней станины весом 55 пудов. Во избежание несчастных случаев при совместном подъеме тяжестей, ввиду неодинаковой силы Гликина и остальных рабочих, целесообразно использовать его исключительно индивидуально». С тех пор силач начал работать в одиночку.
А вот что писала в свое время многотиражная газета завода «Красный путиловец»: «Многие рабочие завода никогда не забудут такого исключительного случая. Недавно в стальцехе был сломан подъемный кран, который передвигал формы для отливки стали. Каждая половина такой формы весит одну тонну. Было 11 форм. Положение критическое, в цехе большой прорыв. Кто же может поднять такую тяжесть, кроме подъемного крана? Оказалось, что может, и не подъемный кран, а... человек. Подвели Гликина. Через два часа формы были перенесены».
Бывало, что этот Геркулес плечом выталкивал из глины увязшую по самые рессоры автомашину, переворачивал восьмитонную цистерну. На «Красном треугольнике» однажды произошла авария 16-тонных паровых котлов. Потребовалось перевезти котлы в месячный срок. Но эту работу Гликин сумел закончить в две недели, за что и получил премию в 4000 рублей (деньги в то время очень немалые).
Несколько десятков лет проработал на производстве А. В. Гликин. Пришло время перейти на вполне заслуженный отдых. Но отдыха не получилось – сила, которая так и не была растрачена, искала выхода.
– Года три на пенсии просидел, – рассказывал знаменитый силач, – света не взвидел, даже животик стал появляться. А порох еще есть. Узнал, что на Московском автозаводе реконструкция, нужны такелажники. Подался на завод и лучше себя чувствую. И сейчас за четырех управляюсь!
Тогда ему было уже за шестьдесят, но этого возраста атлету никто не давал. Он же уверял, что труд, который в радость, только прибавляет сил.
Гость | 25.01.2014 в 16:17 | ответить0
Кто автор статьи «Русский Геракл»?
Гость | 25.03.2018 в 13:01 | ответить0
Я, в 1961 году работал на ЗИЛе, где и встретил Гликина. Вот один случай который я видел своими глазами. Во втором инструментальном корпусе, на первом этаже бригада такелажников убирала старые станки. (Бригада: тракторист и Гликин) Большой фрезерный станок Гликин затолкал на металлический лист и трактор стал двигаться по пролету цеха, вдоль стены. Тракторист, не оглядываясь развернул машину на 90 градусов и поехал к воротам. Лист со станком, естественно, по касательной стал приближаться к стене и тут Гликин встал спиной к стене и упершись руками в станок не дал ему возможность упереться в стену!!!.. Любого, нормального человека просто бы «размазало» по стене, но ведь это был ГЛИКИН